РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ
 

Общие Замечания.

В работе с волчатами необходимо уделять больше внимания различного рода упражнениям в ориентировании. Почему?

Для этого имеется много причин, из которых главнейшие:

1. Способность ориентирования достигается, прежде всего, развитием наших пяти основных чувств путем соответствующих упражнений. Чувства эти, как окна в Божий мир. Без них для нас не существовал бы земной шар. Попробуйте представить себе человека, который лишен слуха, зрения и обоняния и т.п. - такой человек не может иметь никакого представления об окружающем его мире. Однако большинство людей не умеет использовать или полностью применить в жизнь чувства, которыми обладает.

Вот, например, день и ночь полны тысячами разнообразных звуков. Звуки эти мы слышим, но в большинстве случаев не понимаем. В траве что-то зашелестело. Что это было? Запела какая-то птица. Какая, где и что означает ее пение? Вот опять что-то гудит. Что это? Далеко ли? Отчего голоса звучат так приглушенно? Большинство людей не может использовать полностью своих чувств потому, что никогда не учились этого делать. Сравнительно больше всего времени уделяется, как в школе, так и дома, одному из наших чувств - зрению. Остальные же чувства предоставлены самим себе. И вот игры для волчат должны заполнить этот пробел в формировании человеческой личности. Это будет особенно полезно тем детям, которые не ходили в детский сад, где, как известно, много внимания уделяется именно подобного рода упражнениям.

2. Чем раньше начинается любое учение, тем большая гарантия для положительных результатов. Познание мира при помощи наших чувств - это особая привилегия детства. Разум и чувства детей находятся в постоянной готовности схватывать все. Дети подсознательно ищут познания, как голодный человек ищет пищу. Ребенок - это синоним стремления к познанию. Что это? Почему? Откуда? Зачем и для чего? ...

Вот почему упражнения в развитии способности ориентировки должны быть излюбленными упражнениями для волчат.

Скауты охвачены в гораздо меньшей степени этим беспокойством познания и они способны использовать подобного рода упражнения в меньшей степени.

Упражнения в ориентации имеют столько положительных сторон, что, вне всякого сомнения, они должны быть включены в постоянную программу работы с волчатами.

Упражнения с волчатами должны проводиться систематически и на каждом сборе. Это очень важная деталь программы. Никакой пользы не принесут упражнения, которые проводятся лишь раз в месяц. Чем чаще упражняться в каком-нибудь действии или активности, тем легче дойти до совершенства. Лишь тогда, когда мы будем сознательно и по много раз смотреть на ель, сосну или березу, мы будем в состоянии запомнить эти деревья и в течение многих лет будем способны их различать. Было бы очень хорошо настолько увлечь волчат упражнениями ориентации, чтобы они всегда хотели сами упражняться в развитии своих чувств у себя дома.

Упражнений в ориентации очень много. Поэтому могут встретиться такие начальники или руководители стай волчат, которые будут постоянно давать своим мальчикам все новые и новые упражнения. Это не правильно. Каждое упражнение надо повторять по несколько раз в течение каждого сбора и долгого периода времени.

Вначале ребята будут, в основном, знакомиться с новой и интересной игрой и лишь тогда, когда они ее усвоят, они начнут совершенствоваться в той или иной области.

Упражнения надо подбирать, начиная с более легких и лишь постепенно переходить к более трудным. Однако, нельзя становиться безрассудным педантом и тренировать в течение нескольких месяцев, скажем, слух, затем - зрение и т.д. Подбор упражнений из разных областей и для развития всех чувств весьма полезен.

У нас часто применяется метод использования упражнений для разного рода соревнований. В таком случае соревнования могут быть двух видов:

I. Единичные, когда соревнуются между собой отдельные волчата,

II. Групповые, когда соревнование происходит по шестеркам.

С педагогической точки зрения оба вида соревнований одинаково интересны, но соревнования групповые, по шестеркам, конечно, более полезны.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Развитие чувств.

ЗРЕНИЕ

1. Умение различать цвета:

Необходимо принять во внимание, что значительная часть детей по крайней мере до седьмого года жизни не знает названий цветов. К восьми годам знания ребят обычно ограничиваются четырьмя главными цветами.

Нижеследующие упражнения должны содействовать развитию детских знаний в области красок и цветов.

1. Краски.

На сбор приносится около десяти разных красок. Во время упражнения ребятам показываются две краски, потом эти краски смешиваются с остальными и ребята, подходя по очереди к столу, должны показать и назвать показанные им раньше краски. Количество показываемых красок постепенно увеличивать. Рекомендуется начать с трех и дойти до 5-6 красок.

2. Покупка шерсти.

Вожак шестерки раскладывает на столе около десятка мотков шерсти одинакового цвета, но разных тонов и оттенков. Можно также принести шерсть разных, но похожих цветов. От каждого мотка, лежащего на столе, вожак отрывает короткую нитку и, показывая одну из них каждому волчонку по очереди, говорит: "Купи мне моток точно такой же шерсти". Волчонок подходит к столу и выбирает нужный ему цвет. Вначале разрешается держать в руке пробу, но со временем зрительная память волчат развивается, и они должны находить нужные цвета по памяти.

3. Сбор спичек.

Стая делится на две группы. Начальник стаи рассыпает по всей комнате две коробки разноцветных спичек, например, красные и розовые (количество спичек обоих цветов должно быть одинаковым).

Какая группа скорее соберет свои спички?

4. Подбор цветов.

Каждый волчонок получает по восьми или больше кусков картона. Вожак показывает на какой-нибудь предмет в комнате и спрашивает: "Кто скорее и лучше подберет точно такой цвет?". Каждый из играющих старается как можно скорее поднять вверх соответствующий кусок картона.

5. Сигнализация Тателюков.

Дикое племя Тателюков, которое не надо искать ни на какой карте, придумало такой способ сигнализации:

квадрат, раскрашенный в голубой, - у нас беда,

зеленый квадрат - у нас все благополучно,

голубой круг - удирайте,

зеленый круг - приходите к нам.

Волчата, изучив этот таинственный алфавит, изображают Тателюков, передавая друг другу разные сведения. Можно попробовать составлять донесения из двух знаков.


II. Умение различать формы

6. Раскладывание предметов в соответствии с их размером.

а) Собрать десять палочек разной величины и толщины, смешать их и приказать разложить в порядке, начиная с наиболее тонкой, до наиболее толстой.

б) Можно складывать по размерам камни.

в) Можно складывать отрезки бумаги (их складывать по ширине).

7. Выработка правильного глазомера.

После нескольких упражнений, знакомящих волчат с сантиметром и метром, провести конкурс на оценку расстояния простым глазом. При упражнениях в этой игре не давайте больше десятиметровой дистанции. Расстояние необходимо установить до начала упражнения.

8. Сравнения.

Сколько раз поместится линейка на краю стола? Сколько таких столов можно поставить вдоль этой стены? и т.п.

9. Фотограф.

В течение пяти секунд начальник стаи показывает волчатам какую-нибудь геометрическую фигуру, нарисованную на большом куске картона, например: треугольник, квадрат, треугольник с кругом и т.п. Затем он проверяет, кто из волчат ее правильно скопировал в своей тетради.

10. Специалисты по размерам.

Волчатам дается задание нарисовать по памяти круг, отвечающий по размеру величине знакомой ему монеты. Рисунок проверяется путем прикладывания к рисункам оригинала. Точно также можно предложить вычертить размеры спички, почтовой марки, открытки и т.д.

Не забывайте только всегда проверять.

11. Игра в Золушку.

Надо приготовить столько пакетиков с зернышками, сколько волчат в шестерке. В каждом кульке должно быть одинаковое количество зерен каждого сорта, дабы каждому волчонку предоставить одинаковые возможности выигрыша. Так, например, в каждом кульке могут быть смешаны 10 зерен гороха, 7 зерен фасоли и 12 зерен кукурузы. Вожак рассыпает эту смесь зерен перед каждым волчонком, и по свистку волчата начинают сортировать зерна. Результаты высчитывать по очкам.

Знаете ли вы почему эта игра называется игрой в Золушку? Сумели ли бы вы провести эту же самую игру для всей стаи в виде соревнования между шестерками?

12. Китайские Тени.

Начальник стаи, проводящий такую игру, должен быть "специалистом" в этой области и уметь хорошо показывать тень при помощи солнца или лампы. Подобная забава выходит удачно, если между волчатами и источником света (солнцем, лампой, свечой) натянуть простыню. Между светом и простыней передвигают по очереди разные предметы; например: стульчик, ручку, нож, метлу, шляпу и т.д., а ребята, сидящие перед экраном, должны угадывать по тени какие это предметы.

Увлекательное разнообразие в игре - узнавать товарищей по тени их профилей.

Составляя соответствующим образом руки и пальцы можно создавать забавные тени, напоминающие нам контуры разных животных. Хорошо привлекать волчат к активному участию в игре, предлагая им создавать тени при помощи рук и жестов.


III. Упражнения в наблюдательности

13. Что изменилось в комнате?

Что изменилось на столе? Что изменилось на подносе? Волчата долго рассматривают комнату, стол или поднос. Затем выходят из комнаты или отворачиваются. В это время руководитель что-либо переставляет или перекладывает. Лучше всего переставлять или заменять только один предмет, в крайнем случае - два, но не больше. В конце игры собрать результаты и подсчитать очки.

14. Измененный рисунок.

Начальник стаи рисует на доске или на песке какой-нибудь очень простой рисунок. Волчата наблюдают за ним и присматриваются к рисунку. Окончив рисовать, руководитель дает волчатам приказ отвернуться, а сам меняет какую-нибудь деталь рисунка. Затем волчата ищут изменения.

15. Волшебный плащ.

Всем хорошо известен волшебный плащ чародея, которым он покрывал принцессу или рыцаря, делая их невидимыми для окружающих. Однажды такой случай произошел при дворе Северного короля. Сыновья короля весело играли во дворцовом саду. Вдруг один из мальчиков исчез. Но принцев было много, и никто не заметил случившегося. Только за ужином, когда один стульчик оказался не занятым, было обнаружено исчезновение одного из принцев. Все сразу догадались, что это были чары...

Начальник стаи может продолжить сказку в другой раз, а сейчас он даст приказ разбежаться по комнате или по полю и, закрывши глаза, кружиться или бегать вокруг какого-либо предмета. Как только начальник стаи крикнет - "довольно" - волчата останавливаются и, став на корточки, кладут голову на колени (не открывая глаза во все время игры). Начальник стаи накрывает одного из волчат плащом и дает разрешение другим встать и открыть глаза. Кто первый угадает, кого похитил волшебник, тот выиграл.


IV. Поиски

16. Наперсток.

Все должны выйти из комнаты или покинуть площадку. Затем на видном, но довольно трудном для нахождения месте, кладется какой-либо предмет. Это может быть наперсток, яблоко или еще что-нибудь. На площадке берется предмет покрупнее, в помещении - поменьше. Волчата возвращаются и ищут. Нашедший не должен выдавать секрета, а должен подойти к начальнику стаи и шепнуть ему, где он увидел "наперсток". Волчонок, который первым нашел "наперсток", при следующем упражнении прячет его.

Другой вариант: Разложить 10 спичек или гвоздей по разным местам. Поиски начинает сразу вся шестерка. Тот, кто соберет больше всего, выигрывает.

17. Открытка с видом.

Берется 15-20 открыток с видами. 2-4 из них показываются волчатам. Затем все открытки перемешиваются. Волчата по очереди выбирают те открытки, которые им были показаны.


V. Зрительная память

18. Опиши открытку.

Показать 2-3 открытки с видами и затем, спрятав их, требовать от волчат подробного устного описания.

19. Описание стола.

Положить на стол 6-10 предметов, дать волчатам смотреть на них в течение одной минуты, а затем, накрыв эти предметы, требовать от волчат их описания. Разумеется, что и это описание должно быть устным.

Другой вариант: Вместо описания предметов задавать вопросы, касающиеся отдельных деталей. Например: какого цвета был карандаш? Какой формы была резинка? и т.п. Как более легкое это упражнение может предшествовать предыдущим (№18, 19).

20. Описание человека.

Волчата наблюдают за кем-нибудь в течение одной минуты, а затем, отвернувшись, отвечают на вопросы, касающиеся внешности данного лица. Постепенно надо повышать степень трудности вопросов. В начале можно, например, спрашивать какого цвета были ботинки у данного лица, а затем спросить какие были пуговицы на одежде и, наконец, сколько лет может быть этому человеку?

21. Антиквариат.

Начальник стаи под видом клиента приходит в антикварный магазин, чтобы продать 7-10 вещей (перочинный ножик, компас, вечное перо и т.п.). Служащие магазина (волчата) стоят в шеренге и по очереди берут предмет за предметом и, тщательно осмотрев его, передают следующему. Они делают это очень старательно, чтобы как следует присмотреться и запомнить предмет. Когда все предметы снова оказываются в руках начальника стаи, он заводит разговор и задает вопросы о каждом из предметов. Например, "Что вы скажете о моем перочинном ноже?" Кто лучше всего опишет и оценит предмет, тот выигрывает. Не разрешайте волчатам говорить одновременно. Пусть говорят по очереди, добавляя что-либо к уже сказанному.

22. Какой был знак на песке.

Каждый волчонок рисует на песке какой-либо простой знак (рыбу, крест, треугольник, окно). Один из играющих (наблюдатель) обходит всех по очереди и рассматривает нарисованные знаки. Когда он кончает обход, все стирают рисунки, а наблюдатель должен каждому сказать какой у него был рисунок. Упражнение длится до тех пор, пока в роли наблюдателя не выступят все волчата.


СЛУХ

I. Развитие способности различать звуки

1. Игра в узника.

Во время войны один из скаутов был арестован за ведение подпольной работы. В тюрьме он придумал игру, заключающуюся в том, что он старался определить по звуку шагов лиц, приближавшихся к его камере. В конце концов он достиг такого совершенства, что по шагам безошибочно узнавал всех сторожей, немецкого полицейского и гестаповцев, которые проходили мимо его камеры.

Волчата должны подражать этому скауту и, запомнив походку каждого из членов шестерки, узнавать друг друга по походке.

Игра проводится следующим образом: волчата по очереди встают за дверью комнаты и по звуку шагов узнают ребят. За каждого узнанного дается очко. Выигрывает набравший самое большое число очков.

А знаете ли вы, что по шагам можно определить характер и настроение человека? Подумайте, например, как ходит человек энергичный, как грустный и как веселый?

2. Узнавать людей по голосу.

Каждый волчонок повторяет нормальным голосом слово "стая" до тех пор, пока все не запомнят его голос. Тогда один из волчат становится спиной к остальным и старается узнать тех, кто произнесет слово "стая". Менять узнающих.

3. Что за звук?

Начальник стаи рвет пополам лист бумаги, хлопает в ладоши, ударяет себя по ляжкам, стучит по стене, по шкафу, по стеклу, бросает на пол монету и т.п., а волчата должны разгадывать происхождение звуков, стоя к нему спиной.

4. Мяу.

Мальчики садятся в кружок, а один из волчат с завязанными глазами становится по середине круга, чтобы затем сесть на колени к одному из играющих. Волчонок, к которому сели на колени, мяукает, а "слепой" волчонок должен по звуку голоса определить к кому на колени он сел. Мяукать разрешается только три раза. Если после трех раз волчонку не удалось разгадать, у кого он сидит на коленях, он должен переходить на колени к кому-нибудь другому. Угадавший волчонок меняется местами с узнанным товарищем, и игра продолжается.

5. Таинственные коробочки.

Берется 5-7 одинаковых коробочек, в каждую коробочку кладется один предмет, например: ключ, карандаш, спичка и т.п. Начальник стаи раздает волчатам коробочки, а те, потряхивая ими, стараются по звуку определить, что за вещь находится внутри.

Необходимо обращать внимание на подбор предметов. Так, например, нельзя класть одновременно ключ и перочинный нож, потому что они дадут одинаковый звук. В то же время комбинация ключа и спички очень хороша.

6. Из чего льется вода в таз?

Из стакана, бутылки, блюдечка или ведра.

7. Что я бросил на стол?

Монету, спичку, тетрадь, коробку...

Если бы мне пришлось проводить подобную работу с шестеркой волчат, я бросал бы по очереди шесть разных предметов, а волчата, сидя ко мне спиной, должны были бы записывать названия этих предметов, определяя их по звукам. По собранным запискам можно было бы определить количество пунктов, полученных каждым волчонком и определить, кто выиграл.

Если же проводить соревнование между шестерками, нужно поставить стаю по шестеркам в ряд. Волчата каждой шестерки получают соответствующие порядковые номера: 1, 2, 3, 4, и т.д. Все стоят спиной к столу, первые номера ближе всего. Я бросаю спичку на стол и спрашиваю: "Первые номера, что я бросил?" Шестерка того, кто первый правильно ответит на вопрос, получает очко. После этого первые номера отходят и встают последними в ряд. Бросаю на стол книжку. "Вторые номера, что я бросил?" И т.д. Подсчет очков покажет, какая шестерка выиграла, а какая оказалась на последнем месте.

8. Слух ночного сторожа.

Это упражнение проводится вечером. Лучше всего упражняться по одиночке, в пустой комнате, на улице или в поле. Однако, можно упражняться и днем всей шестеркой. Упражнение состоит в том, чтобы, напрягая слух до отказа, стараться различить и назвать десятки долетающих до нас звуков.


II. Поиски направления звука

9. Поиски часов.

Начальник стаи прячет в комнате часы, стараясь при этом как можно меньше заглушать их звук. Советую в самом начале брать для этого будильник, который громко тикает. При полной тишине волчата ищут спрятанные часы.

Другой вариант: На столе лежит несколько шапок, под одной из них часы. Кто скажет - под какой?

10. Яша и Паша.

Волчата встают в кружок, в середине которого два мальчика. У обоих завязаны глаза. Яша старается поймать Пашу и все время спрашивает: "Паша, где ты?" Паша должен отвечать "здесь", стремясь при этом как можно скорее переменить место.

11. Предательская мелодия.

Один из мальчиков выходит из комнаты. В это время другие прячут какой-либо предмет. Ищущий должен найти его, прислушиваясь к мелодии песенки, которую напевают все волчата. Чем громче звучит мелодия - тем ближе ищущий к спрятанной вещи, чем тише становится мелодия - тем дальше находится спрятанный предмет.

12. Куда упал ключ?

Волчата стоят в шеренге с завязанными глазами. Начальник стаи бросает на пол ключ или какой-либо предмет. Волчата по очереди делают нужное по их мнению количество шагов в сторону упавшего ключа. Затем останавливаются. Выигрывает тот, кто находится ближе всего к упавшему предмету.

13. Свисток.

У волчат закрыты или завязаны глаза. Начальник стаи отходит на несколько шагов в сторону и, стоя на месте, начинает время от времени свистеть. Мальчики ищут его по звуку. Как только один из волчат дотрагивается до начальника стаи рукой, тот ударяет его три раза по плечу, давая этим знак отойти в сторону и снять повязку. Не забудьте напомнить волчатам о честности в игре.

14. Пары.

Волчата договариваются потихоньку по парам подражать голосу какого-нибудь зверя. Затем всем волчатам завязывают глаза, и они разбегаются по полю. На знак, данный начальником стаи, все "зверюшки" начинают кричать своими голосами, бегают и каждый старается найти свою пару. Соединившись, пары снимают повязки с глаз.


III. Упражнения по развитию бдительности

15. Напряжение слуха.

Начальник стаи встает посреди комнаты. Вокруг него собираются волчата: "Волчата, соблюдайте тишину - еще тише-ШШ...! Закройте глаза. Дышите тихо. Слышите, как тикают часы? Слышно летящую муху... Слышите ли вы звуки, долетающие с улицы?"

16. Прошептанные приказы.

Начальник стаи встает перед шеренгой и шепчет приказ: "Закрой глаза" или "Двинь правой ногой" и т.п. Чтобы волчата не подвергались опасности бессмысленного подражания товарищам, в случае если сами не услышат приказ, их ставят на "смирно". А в строю "на смирно", как каждому из вас известно, даже малейшее движение головой является страшным преступлением. За правильно выполненное задание (приказы) волчата получают по очку. Выигрывает тот, кто наберет большее количество очков.

17. Без скрипа.

В комнате лежит тяжело больной. Самый незначительный шум действует ему на нервы. Надо научиться так тихо открывать дверь, чтобы больной этого совсем не слышал. Шестерка, играющая в эту игру, должна принести с собой на сбор немного постного масла или какого-нибудь другого жира. Волчата должны приподнять двери в петлях и смазать, чтобы они не скрипели. Смазывание дверей совсем не простое дело, поэтому волчатам надо пораньше ему научиться.

Когда двери смазаны, один из волчат остается в комнате в роли больного. Он должен сесть как можно дальше от дверей и спиной к ним. Остальные волчата входят по очереди в комнату, отворяя и закрывая за собой двери с максимальной осторожностью. Больной, услышав скрип или шаги, громко стонет.

18. Бегство из ловушки.

Эта игра имеет драматическую подоплеку. Неприятель поймал пленных и посадил их в тюрьму. Однако, двери тюрьмы не были закрыты, а наоборот, остались открытыми настежь (по неосмотрительности одного из надзирателей). В соседней комнате сидит сторож, но будучи уверенным в том, что дверь в комнату арестованных заперта, он наблюдает за тем, что происходит на улице. Надо так тихо пройти через комнату сторожа, чтобы он этого не услышал. Кто это сделает - тот спасен. Но и чуткого сторожа не должна миновать награда. При этом начальник стаи должен помочь сторожам побороть искушение обернуться и посмотреть на крадущихся.

19. Пленный индейцев.

Эта игра требует большого пространства вроде гимнастического зала, футбольной площадки или луга. Принимать участие в ней должна вся стая. Посредине лужайки стоит связанный "белый", пленник Команчей. Краснокожие войны стоят вокруг него лагерем, т.е. окружают его довольно большим кругом. Темная ночь, ни зги не видно. Чтобы достичь этого, сторожам - индейцам завязывают глаза. Снаружи круга прячется группа "белых". Они решают по одиночке пробраться в лагерь и освободить пленного товарища.

Вся игра ведется в полной тишине - без крика и шума. "Белый", до которого дотронется индеец, должен остановиться и не двигаться с места до окончания игры. "Белые" выигрывают, если хоть одному из них удастся проникнуть в середину круга и вывести пленного, не будучи замеченным индейцами.

20. Собака слепого.

Один волчонок играет роль собаки. Собака бегает на четвереньках очень тихо, потому что ведь все собаки бегают почти неслышно. За собакой идет её слепой хозяин. Хозяину завязывают глаза. Хозяин потерял или упустил собачий ремешок и вынужден идти за собакой исключительно по слуху. Все волчата шестерки исполняют по очереди роль хозяина и собаки.


IV. Развитие способности запоминать слова
и звуки по слуху

21. Повтори:

Цифры - Мальчик в волчатском возрасте должен уметь повторить в том же порядке пять, шесть цифр подряд. Например, начальник стаи говорит: "5, 6, 8, 4, 9 - повтори".

Слова - Надо постоянно упражняться в безошибочном повторении устных поручений в шесть - десять слов. Пример: "Человек повредил ногу. Срочно нужна помощь".

22. Лавочник.

Один волчонок изображает лавочника, а другие покупателей. Каждый что-то заказывает. "Мне пол килограмма сахару". "А мне немного перцу". "Мне, пожалуйста, на 5 копеек лаврового листа". Лавочник выслушивает все заказы, затем взвешивает и запаковывает что-то за прилавком. Затем он делает вид, что вручает покупателям товар, повторяя слово в слово их заказы. "Вот возьмите пол килограмма сахару, который вы заказали". Лавочнику нельзя ошибиться, отпуская товар.

Другой вариант: кельнер, аптекарь, школьная лавочка и т.п.

23. Созыв веча.

Волчата встают в линию или зигзагом. Между ними расстояние 10-20 м. Начальник стаи вручает головному волчонку ветвь и дает какое-нибудь важное поручение, которое должно дойти до сведения всего племени (при этом рассказать волчатам про значение веча у древних славян). Пример поручения: "Во время следующего новолуния всем собраться у Днепра. Будет суд над изменниками". Поручение и ветвь переходят от одного к другому, а последний волчонок отдает начальнику стаи ветвь. Начальник стаи проверяет не было ли переврано поручение.

24. Угадай мелодию.

Начальник стаи или кто-нибудь из волчат, обладающий хорошим слухом, старается тупым концом карандаша выстучать какой-либо знакомый мотив. Остальные угадывают. Смешно будет выглядеть турнир между двумя шестерками, которые по очереди будут высылать своих делегатов для выстукивания мелодии. В отгадывании принимают участие все ребята.