Скм. Ольга Астромова

КАК ПРОВОДИТЬ СБОРЫ СТАИ

В основном об этом уже было сказано выше. Хочется добавить еще несколько практических советов. Что бы руководитель ни делал на сборе, программу сбора необходимо тщательно разработать и написать. И нет ничего постыдного в том, что руководитель справляется по ней, все ли он сделал. Хорошо иметь в запасе несколько игр. Не все игры, особенно новые, получаются удачно. Игры тоже следует заранее продумать и приготовить все нужное для них.
Беседы и занятия по "глазкам" не должны длиться больше 10 минут. Удержать внимание детей дольше очень трудно. Ручной труд тоже требует подготовки. Желательно не начинать того, что нельзя кончить за один или два сбора. Дети теряют интерес к работе, не видя ее результатов. Лучше всего кончать ручной труд за один сбор. Петь - недолго, но петь на каждом сборе. Объяснить содержание и происхождение песни.
Каждый сбор должен чем-то отличаться от предыдущего, иметь свою "изюминку". Для этого нужно вводить каждый раз что-то новое, что-то особое, чем дети не занимаются ни в школе, ни дома. Вводить упражнения или состязания на ловкость, смекалку, наблюдательность, внимательность и т. п. Попросите всех по очереди пройти через весь зал с книгой на голове, не уронив ее. Можно устроить бег со стаканом воды или яйцом в ложке. Принесите на сбор мешок или коробку с семью предметами. Каждый, ощупав содержимое мешка, должен записать или сказать, что в нем. Можно посылать детей из одной комнаты в другую с коротким устным поручением, которое они должны передать. Можно принести на сбор какое-нибудь интересное животное и рассказать о нем или расспросить, что дети о нем знают. Можно спросить каждого: "Что бы ты сделал, если бы ты нашел на улице сумочку с деньгами и документами?" Разные словесные упражнения очень полезны, особенно в зарубежных единицах, так как они способствуют развитию знания русского языка.
В начале сбора, после молитвы и чтения законов, желательно устраивать перекличку и короткую проверку внешнего вида (форма, лицо, руки, обувь). Это подтягивает внешне. Если существует такая возможность, то можно в начале сбора поднимать флаг (поднимает тот, кто выглядит аккуратнее всех).
В заключение важно напомнить, что у руководителя на каждом сборе должны быть помощники. В США по закону требуется, чтобы на пятерых детей приходился один взрослый.


ПРОГРАММА И ОПИСАНИЕ ПРОСТОГО СБОРА СТАИ

с 14.00 до 16.00 часов

1) 5 минут. Дети бегают и играют в ожидании начала сбора. Руководитель свистит один раз, и все застывают на месте. Следуют три свистка, и все встают (в круг) вокруг руководителя. Он подает команду: "Повернуться к иконе!" После молитвы всей стаей читаются законы. Затем перекличка и быстрый осмотр внешнего вида.
2) 5-10 минут. После девиза все садятся на пол или на стулья, и руководитель проводит короткую беседу об отношении к животным. Всем раздаются песенники и поется несколько песен.
3) 15-20 минут. Подвижная игра в мяч. Игру проводит помощник. Хорошо, если есть помощник, специалист по подвижным и спортивным играм, который их проводит на каждом сборе.
4) 10 минут. Занятия. Стая делится на две или три группы. На "одноглазку": название организации и лесные имена руководителей. На "двуглазку": форма руководителя, российский герб. "Таежные": 5 дорожных знаков и форма разведчиков.
5) 15-20 минут. Спортивная игра "Два огня". Все выходят на спортивную площадку.
6) 15 минут. Ручной труд. Вырезать и раскрашивать картонных животных для игры в лагере.
7) 15 минут. Игры: "Делай то, делай это!", "Коршун и наседка", "Ковбои и мустанги", "Яков, где ты?", "Третий липший".
8) 10 минут. Руководитель свистит три раза или три раза говорит слово "стая". Все встают вокруг руководителя, который объявляет, что теперь каждый по очереди будет переносить устное поручение помощнику, находящемуся в комнате этажом ниже. В конце сбора объявляются имена тех, кто полностью донес, не исказив ничего, поручение: "Скажи маме, что Ваня уже купил все, что нужно Ане на завтра".
9) 15 минут. Подвижная игра: "Захват флага" или "Тише едешь - дальше будешь!"
10) 5 минут. Конец сбора. Результаты состязания. Дата следующего сбора. Молитва. Девиз.


КАК ПРОВОДИТЬ ЛАГЕРЬ СТАИ

Руководителю, собирающемуся проводить лагерь, во-первых, необходимо внимательно прочитать "ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЛЧАТАХ И БЕЛОЧКАХ" и особое внимание уделить главе о лагерях. Во-вторых, он должен заблаговременно приступить к разработке программы лагеря. Такое требование может показаться излишней педантичностью, но опытный руководитель знает, что это просто необходимость. Без хорошей программы невозможно максимально использовать отпущенные руководителю лагерные дни. Следующий шаг - подбор помощников. Лучше всего, чтобы это были взрослые руководители. Однако, иногда приходится брать в помощники разведчиков и разведчиц. Положительная сторона такой помощи - подготовка потенциальных руководителей стай. Отрицательная сторона заключается в том, что все эти юные помощники в какой-то момент образуют "веселую компанию", у которой появляются "свои" интересы, отвлекающие от работы в лагере.
Весьма полезно назначить перед лагерем заведующего спортом и плаванием, а также и ручным трудом. Это большая для руководителя помощь, благодаря которой у него будет в лагере свободное время "отдышаться и собраться с мыслями". Неплохо, конечно, иметь такую роскошь, как санитар. К сожалению, очень часто руководителю приходится беспокоиться обо всем самому. И тогда хорошо разработанная программа - главная для него поддержка. Там, где бывают длительные дожди, важно иметь запасную программу, которая может понадобиться в непогоду.
Когда лагерь заснет, руководители могут собраться, чтобы обсудить программу следующего дня. Такие собрания должны быть короткими и деловыми. Хорошо немного "разрядиться", но длительные бдения, да еще с закуской - непродуктивны и вредны. Не выспавшийся руководитель - неполноценный руководитель.
Мертвый час - священная в лагере традиция. Его надо соблюдать очень строго в лагерях младших. Во время мертвого часа нельзя ни бегать, ни ходить, ни громко разговаривать. Лучше всего лежать на свежем воздухе, а не в палатках или в комнатах. Вольный час в лагерях младших в наше время почти не дается. Это диктуется, главным образом, безопасностью детей. Маленькие дети должны быть постоянно под надзором старших. Поэтому они делают все вместе, всей стаей.
Лагерь непременно захотят посетить родители. Их нужно заранее известить о том, в какие часы они могут брать детей из лагеря. Руководитель же должен придумать занятие для тех, к кому никто не приехал (добавочное купание, прогулка и т.п.).
Существует традиция отмечать в лагере дни именин и рождений, петь именинникам и новорожденным "многая лета", кричать "ура" и угощать весь лагерь.
На первый взгляд в расписании лагерного дня много "рутины", но она почти незаметна, так как день насыщен интересными занятиями и разного рода переживаниями. Конечно, и лагерная рутина не лишена воспитательных моментов. Утренняя гимнастика, уборка, смотр - все это основные элементы лагерной дисциплины.
После утреннего и вечернего смотров можно выдавать значки - награды за лучшую палатку. Иногда отмечаются и самые аккуратные чемоданы. В лагерях младших не обязательны ежедневные костры. Их можно заменять лампами, что бывает спокойнее, так как нет возни с подкладыванием дров в костер. Можно разрешить зажигать свечи в палатках, зорко наблюдая за ними. Вечер - лучшее время для разговоров, бесед, собеседований - проникновения в детские души. Хорошо проводить ежедневно короткие спевки (в ожидании ужина или сразу после него, пока еще дети не разошлись). Таким образом в лагере можно выучить много песен.
В некоторых лагерях традиционным стал "бег на храбрость ". Это большое переживание, которого дети немного боятся и которого ждут с нетерпением. Бег на храбрость происходит вечером. На дороге, по которой предстоит пройти всей группой, по шестеркам или по два человека, встречаются разные чудовища (Баба-Яга, Леший, пираты, истязающие свою жертву, каркающий ворон, кричащая сова, катящийся на веревке колобок). Чудовища могут издавать страшнейшие звуки, бегать, носиться, делать странные движения, но они не смеют ни к кому прикасаться. Есть дети, отказывающиеся от этого испытания, не следует их уговаривать. Конечно, заставлять их нельзя ни в коем случае. Бег на храбрость можно заменить "сказочным бегом". Дети проходят, тоже вечером, мимо освещенных в темноте живых картин из разных сказок. После бега можно спросить, из каких сказок были взяты представленные картины.
Если в программу не входит цикловая игра, то некоторые лагерные дни можно посвятить определенным темам. Объявить, например, утром при подъеме флага, что сегодня день вежливости. В этот день за вежливостью следить на каждом шагу! Смеха ради вежливость можно довести до абсурда: руководитель предлагает волчонку принести еду. Возможен также день дружбы. Это более серьезная тема. В день пунктуальности - отмечать малейшие опоздания. Можно объявить полдня молчания - от завтрака до обеда, когда можно писать, изъясняться знаками. Тот, кто нарушит молчание - выбывает из соревнования и лишается права провоцировать других.
В "День младших" сами волчата и белочки проводят смотры, командуют строем, но это не распространяется на спуск и подъем флага. В зарубежье очень популярен день русского языка. В день неправильностей можно нарочно вводить неправильности в лагерную жизнь: убрать что-нибудь обычное из кухни, надеть руководителям неправильные знаки на форму и т. п. Вечером спросить, какие неправильности были замечены. Заметивший неправильность не должен сообщать об этом громогласно всему лагерю.
Нет таких лагерей, где не нужно было бы заниматься и готовиться к испытаниям на "глазки". Заниматься приходится по группам. Можно только на время лагеря сформировать новые шестерки. Зеленые - новички (готовятся к "одноглазке"), красные - имеющие "одноглазку" и готовящиеся к "двуглазке", синие - имеющие "двуглазку" и готовящиеся стать "таежными". Белая шестерка - это "таежные". Они часто получают особые задания, а иногда и помогают в стае.
В лагерях с большим количеством руководителей во время занятий применяют следующий метод:
- У каждого руководителя свой предмет и свое место.
- По свистку разные группы или шестерки расходятся по разным пунктам и занимаются с руководителем 10 - 15 минут.
- Раздается свисток, группы меняются местами и начинают заниматься чем-то другим со следующим руководителем.
Испытания можно проводить сразу же после занятий или в один определенный день в виде бега (см. "ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЛЧАТАХ И БЕЛОЧКАХ" п.2.5. Общие замечания.).
Заканчивать лагерь можно по-разному. Можно объявлять результаты состязаний, испытаний или бега, присуждать награды и звездочки на последнем костре. Кроме того, тогда же дается Большое Обещание. Все это затягивает костер, особенно в многочисленном лагере. Поэтому в большом лагере звездочки и награды выдают во время вечернего спуска флага.
Если в лагере проводится цикловая игра, то тема этой игры должна быть отражена во всей лагерной жизни, начиная с названия лагеря, названия палаток, украшений и т. п. Желательно ежедневно заниматься чем-нибудь, связанным с темой игры. Вначале это обычно ручной труд, беседы, рассказы, постройка городища, крепости, терема. Потом это сама игра, то есть эпизоды. Некоторые эпизоды, если они хорошо получаются, можно повторить. Эпизоды цикловой игры должны равномерно чередоваться с другими элементами лагерной жизни. И здесь трудность заключается в том, чтобы к началу игры перенести детскую фантазию в другой, воображаемый мир. Поэтому лучше уходить из лагеря в другое место (городище, крепость, дворец фей), не связанное с ежедневной лагерной действительностью.


ПРОГРАММА ДВУХНЕДЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ВОЛЧАТ И БЕЛОЧЕК (ЛАГЕРЬ "ТИХИЙ ДОН")

Цикловая игра "Казаки и казачки"

День от 10.00 до 11.45 14.45 - 15.45 и 16.00 - 17.15 Вечер
Воскресенье. Устройство лагеря, название палаток, выборы атамана. Спортивная игра. Беседа о казаках. Костер

Понедельник. Ручной труд: венки, папахи, пищали и мешки. Занятия. Устройство городища, приготовление "оружия". Танец гопак. Лампа

Вторник Занятия. Игры: попадание из пищалей (и мешочками). Нападение татар, выкуп казака. Костер

Среда. Ручной труд: венки, папахи, "оружие". Рассказ о Ермаке. Занятия. Письма. Старшие уходят в стан Кучума(с ночевкой). Лампа

Четверг. Поход на Кучума, битва и победа. Занятия. Игры, танец гопак. Свечи в палатке

Пятница. Большой бег или поход на весь день. Поход на весь день Духовная беседа.

Суббота. Подготовка к олимпиаде. Мытье, стирка и уборка. Всенощ.

Воскресенье. ЛИТУРГИЯ Олимпиада. Подготовка к костру. Большой костер

Понедельник Татарский Шатер. Рассказ о татарах. Нападение татар. Обмен пленными. Старшие уходят в Азов на ночь. Лампа

Вторник Поход на Азов. Взятие Азова. Пир. Игры. Письма. Вечерняя прогулка, на обратном пути - бег. Бег на храбрость

Среда Переход границы. Танцы, игры. Поиски медведя.

Четверг Нападение турок на казачек, их выкуп. Спортивные игры. Подготовка к костру. Костер

Пятница Пол дня молчания. Прогулка до обеда. Игры. Беседа о лагере. Раздача звездочек. Костер. Обещан.

Суббота Упаковка. Уборка. Разъезд. 


О МЕТОДИКЕ ЗАНЯТИЙ С БЕЛОЧКАМИ И ВОЛЧАТАМИ
ЦИКЛОВЫЕ ИГРЫ

Методы работы с белочками и волчатами ни в коем случае не могут уподобляться методам работы с разведчиками и разведчицами. Нашу разведческую организацию принято называть "большой игрой". Да, мы играем в жизнь. В стае - это сплошная игра, в которой лишь подчеркивается добро и порицается зло.
В отряде - это серьезная игра с целью научиться чему-нибудь. Главная же разница в том, что мы требуем от разведчиц и разведчиков сознательного нравственного совершенствования. Отсюда такая разница в законах. Законы младших - лишь правила поведения: белочка всех радует, волчонок во всем молодец. Разведческие законы отражают целое мировоззрение. Отряд - это серьезная организация с серьезной программой. В стае белочки и волчата готовятся к новой, интересной жизни в отряде.
Методика занятий по "глазкам" и специальностям белочек и волчат не имеет ничего общего с разрядами и разведческими специальностями. Требования по "глазкам" минимальны и формальны. Весь материал "одноглазки" можно пройти за 2 -3 сбора. "Глазки" следует скорее рассматривать как завершение какого-то периода пребывания белочки или волчонка в стае. Программу работы в стае на основе "глазок", как это делается с разрядами у разведчиков в отряде, составить невозможно. Для этого существуют специальности. Специальности белочек и волчат не предназначены для того, чтобы давать детям серьезные знания и навыки.
Специальности проходятся в виде цикловых игр, они являются темами этих цикловых игр. При помощи тщательно разработанной и хорошо спланированной игры специальности лишь знакомят детей с той или иной областью. Разведческие же специальности проходятся серьезно и выдаются только после сдачи испытаний. Специальности белочек и волчат можно присуждать на основании живого участия в игре и регулярного посещения сборов во время данного цикла. После цикловой игры на специальность "Санитар" можно устроить короткий экзамен. Но можно обойтись без экзамена или бега на специальность "Лесной феи" или "Лешего", особенно, если заниматься ими в лагере. Существуют специальности, которые трудно преподнести в виде цикловой игры, как например, "Повариха" или "Пловец".
Театрализованная цикловая игра есть не что иное, как подражание жизни. Можно сказать, что сами дети ее придумали. Приходилось ли вам видеть, с каким упоением группа хорошо знакомых между собой детей играет целыми днями в магазин, госпиталь, школу или семью. В такой игре дети полностью перевоплощаются в изображаемые ими персонажи. Тогда обыкновенные предметы: стол, стулья, кровать превращаются в автомобиль, дом либо операционную. В такой игре ребенок создает особый воображаемый мир и увлекается им иногда больше, чем ежедневной жизнью.
Вообще игра - это естественное состояние ребенка. В игре постоянно упражняется весь комплекс его физических, умственных и духовных сил. Задача руководителя - внести содержание и организационное начало в драматизированную игру в жизнь.
Как приступить молодому руководителю к подготовке цикловой игры? Во-первых, начальнику стаи надо иметь несколько постоянных помощников и некоторое количество временных (в зависимости от требований игры). Во-вторых, необходимо обзавестись хорошей библиотекой (книги по русской истории, сборники русских сказок и былин, книги о путешествиях), а также обеспечить себе доступ к энциклопедическому словарю. Когда тема предстоящей цикловой игры выбрана, соответствующий материал прочитан, руководитель и его помощники предаются оставшейся в их возрасте способности фантазировать и превращают прочитанное в ряд эпизодов, которые дети могли бы обыграть в лагере или на сборах. Все эти отдельные эпизоды связаны одной темой и в разных вариантах иллюстрируют ее. Они являются содержанием цикловой игры. По своему существу они являются подражанием жизни в прошлом, в настоящем либо даже в будущем.
Наиболее важное и наиболее трудное в подготовке цикловой игры - подбор увлекательных, живых эпизодов. В этом руководителю могут помочь книги и собственная изобретательность. Стаю нужно хорошо подготовить к игре при помощи рассказов и чтения. Обо всех эпизодах заранее говорить не следует. Дети не должны чувствовать заранее продуманного плана. Это лишает игры прелести, лишает элемента неожиданности и напряженности. Можно в общих чертах "предсказать", что будет. При подготовке (в рассказах и чтении), а также и в действии, не забыть подчеркнуть все хорошее.
Как было сказано выше, рассказы и основанные на них эпизоды - это главный элемент цикловой игры. Вспомогательными элементами являются песни, церемонии, танцы и ручной труд. Песни, танцы, церемонии, костюмы вносят эстетический элемент в игру и придает ей определенный стиль. Песни, связанные с цикловой игрой, должны быть простыми и короткими, чтобы все могли их выучить. Если нет подходящей к теме песни, то можно заменить ее кличем, заклинанием или просто особым приветствием.
Песня нужна, в основном, для начала сбора, игры. Танец в игре не должен быть балетным совершенством. Несколько простых, ритмических движений, которые были бы доступны всем. Танец здесь - только ритуал, помогающий создать соответствующее настроение. Ручной труд - неотъемлемая часть цикловой игры. Для каждой игры нужен костюм, который белочки и волчата должны смастерить сами. Дети любят мастерить. Ручной труд помогает развивать чувство долга - начатое дело должно быть закончено. Костюм - веночек или шлем на голове - действует на детскую фантазию и помогает перевоплотиться в воображаемого героя. Если есть возможность, то нужно использовать страсть мастерить для создания соответствующей игре бутафории - построить теремок, лесной дворец либо пароход.
Играть в одну цикловую игру можно один - два месяца. Трудно начинать игру с новой стаей или со стаей, в которой много новичков. В таком случае приходится сначала провести серию обыкновенных сборов. Дисциплина и хорошая подготовка ребят - залог успешной цикловой игры. Когда один цикл закончен, то перед началом следующего нужно провести несколько обыкновенных сборов. Это даст возможность руководителю подготовиться к следующей теме, а у детей тем временем улягутся впечатления о предыдущей.
Очень важно хорошо подготовить отдельные эпизоды, позаботиться заранее о костюмах для вспомогательных персонажей (ведьм, пиратов и т. д.) и о разной бутафории, как, например, омолаживающие яблоки, ядовитая змея, парашют. Вспомогательные герои должны точно знать, что, где и когда они делают. Все действия должны быть хорошо синхронизированы. Плохо спланированный, небрежно разыгранный эпизод не создает нужного напряжения и не оставляет никакого впечатления. В лагере растянутый эпизод нарушит расписание, а на сборе его не удастся закончить.
Руководители должны помнить, что в каждой стае есть впечатлительные или трусливые дети, которые очень испугаются Бабы-Яги или нападения татар. Таких лучше всего держать все время при себе. При нападениях и похищениях нужно следить, чтобы дети в азарте не искалечили друг друга, не нанесли ущерб имуществу.
Если в стае, особенно у белочек, есть старшие, которым неинтересно, то лучше всего использовать их в роли вспомогательных персонажей. Им придется тогда переодеваться, прятаться, нападать. Если их нельзя использовать в игре, то лучше отправить их с особым поручением. Они не должны участвовать в игре с младшими и им мешать.
В заключение хочется еще раз напомнить, что руководя игрой, направляя ее, исправляя ее на ходу, руководитель должен все время играть сам.


Цикловая игра БОЯРЫШНЯ
(можно играть и в городе и в лагере)

А. Ручной труд. Приготовить кокошники и бусы. Желательно, чтобы кокошники были разного цвета и формы.
Б. Танец. Простой хоровод под песню "Ах, вы, сени, мои сени".
В. Рассказать о боярах, их роли в жизни русского государства, о татарском иге, о собирании земель вокруг Москвы. Рассказать о том, как Петр Великий упразднил боярство. Показать белочкам костюм боярышни. Рассказать о том, как боярышни жили в тереме; нигде, кроме церкви, не бывали, соблюдали все обычаи, вышивали, пели, беспрекословно слушались родителей.
Г. Начинать каждый сбор или игру в лагере переодеванием в боярышень и пляской.
Д. Каждая боярышня должна сделать какую-нибудь простую вышивку.
Е. Если игра происходит в лагере, то можно соорудить терем под большим, развесистым деревом.

Эпизоды
1. В тереме боярышни пляшут, поют и вышивают. На них нападают татары и уводят одну из девиц (самую смелую и бойкую). Потом требуют выкуп. Боярышни отдают им свои бусы.
2. Поиски заблудившейся боярышни. Она негромко плачет. Найдя ее, все возвращаются в терем. На обратном пути они встречают шута - юродивого, который их смешит.
3. Боярышни едут в гости. На них нападают разбойники и уводят двух боярышень. Разбойники требуют денег, но ничего не получают. Боярышень находят связанными в лесу.
4. Свадьба Иоанна Грозного с Анастасией. Невеста выбирается по жребию из длинноволосых белочек. Красиво нарядить невесту и устроить торжественное шествие в церковь.
5. Ночь на Ивана Купала. Поиски цветущего папоротника. Боярышни в белых платьях пляшут вокруг костра, пускают по реке или ручью венки со свечками.
6. Во время прогулки боярышни встречают гадалку. Она гадает им. После гадания - игра в горелки.
7. Крещенские гадания. Лить воск. Свечка в ореховой скорлупе плавает в сосу-де, поджигаются приклеенные к его бортам ярлычки с предсказаниями. Вынимать кольца из блюда. Читать из книги: загадавшая указывает страницу и строчку.


Цикловая игра САНИТАР
(для белочек)

А. Сделать белые наколки на голову или повязки на рукав с красным крестом.
Б. Обещание санитаров. Повторять ежедневно, взявшись за руки и став в строй или в круг - "Обещаем всегда думать о безопасности, помогать всем и в беде - звать на помощь."
В. "Внушить" во время занятий, что белочки могут только звать на помощь, а не лично оказывать ее. Они могут помочь больному лечь, подать ему воды, лекарство, промыть ранку или царапину и наклеить на нее пластырь. Делать упор на безопасность, предотвращение несчастных случаев. Знать, что опасно для младенца. Уметь вызвать милицию, пожарную, скорую помощь. Знать, что волчатам и белочкам не следует бросаться в воду, чтобы помочь утопающему.

Эпизоды
1. Санитары идут в поход собирать целебные травы. Если таковых нет, то можно упражняться в бросании веревки утопающему или спасать утопающего при помощи шеста. На санитаров нападают грабители, которые похищают аптечку. Убегая, они теряют разные мелочи, по которым санитары находят украденную аптечку.
2. Санитары переносят через границу лекарства и деньги, нужные для оборудования госпиталя во время войны.
3. Санитары спешат на помощь, узнав об аварии на шоссе. Машина разбита, у пассажиров легкие ранения, кроме одного, который лежит без сознания.
Голос с дерева спрашивает, что с ним делать? (Скорее бежать за помощью.)
4. Санитары ищут заблудившегося в лесу ребенка. Искать по шестеркам. "Ребенок" может передвигаться. Можно употребить куклу. Если играть ночью, нужно чтобы "ребенок" издавал какие-нибудь звуки, иначе трудно будет его найти.
5. В лагерь врываются несколько пьяных. Они очень пьяны, говорят глупости, безобразно ведут себя. Руководитель объясняет, как поступить в таком случае. Можно, ради смеха, связать пьяных и ждать, пока не приедет полиция.
6. Игра в больницу. "Построить" больницу недалеко от лагеря. Символически - ветками, палками, веревкой наметить под большим деревом палаты, койки, кухню. Санитары измеряют больным температуру, кормят их. Можно устроить докторский обход. В больнице вспыхивает пожар. Санитары тушат его одеялом.
7. В лагере или на сборе две белочки (по предварительному сговору) ведут себя как сумасшедшие. Они задают странные вопросы: "А правда, что у меня одна нога короче другой?", "Вы не думаете, что завтра будет землетрясение?", все время моют руки или от мнимого холода трясутся, просят купить им ананас и т. п. В конце сбора или в конце дня в лагере белочки должны распознать их. Нужно правильно подобрать подходящих для этой роли белочек. Они должны быть смелыми, задорными девочками, с фантазией и драматическими способностями. Не следует заранее предупреждать стаю о присутствии "сумасшедших".
8. Бег. Не обязательно ради испытания, скорее ради упражнения. Бежать шестерками или индивидуально.
а. Санитары встречают плачущую девочку. Ее только что ужалила змея. Поблизости старушка собирает цветы, ягоды или шишки. Санитары должны обратиться к ней за помощью.
б. Правильно подать больному лекарство.
в. Объяснить, что нужно делать, если ночью в доме вспыхнет пожар, а все живущие в доме спят.
г. Измерить температуру больному.
д. Устно передать поручение медицинского содержания.
е. Наклеить на ранку пластырь.


Цикловая игра ЛЕСНАЯ ФЕЯ
(для белочек)

А. Ручной труд. Смастерить веночки на голову из бумажных цветов и лент того же цвета. В зависимости от цвета веночка бывают голубые, розовые, зеленые и красные феи. Черные феи - злые феи. Они не в стае. Волшебные палочки - деревянные палочки, которые белочки сами должны украсить рисунком.
Б. Песня фей на мотив вальса.
В. Танец фей - хоровод. Шаг - плавный вальс. Менять направление хоровода.
Г. У каждой феи есть собственная волшебная палочка. При помощи палочек феи находят злых карликов и т. п. Каждый день назначается главная фея. Надев веночки, белочки становятся перед ней, и взмахом своей волшебной палочки главная фея превращает белочек в фей.
Д. Устроить дворец лесных фей в уютном, укромном месте. Развесить вокруг него цветные ленточки. Феи держат веночки и палочки во дворце.
Е. Эта игра больше всего подходит для лагеря. Нужен размах.
Ж. Рассказать о добрых феях, всегда помогающих людям, любящих природу, лес, животных, цветы и деревья. Прочитать сказки, связанные с эпизодами.

Эпизоды
1. Гуси - лебеди по приказу ведьмы уносят Ванюшу. Феи идут искать избушку Бабы-Яги. Найдя ее, освобождают Ванюшу. Гребень, кости указывают на близость избушки. В избушке стоит соломенное чучело Бабы-Яги. Феи сжигают чучело у реки и развивают пепел.
2. Кощей-бессмертный уводит одну из фей. Чтобы освободить ее, белочки должны найти яйцо, спрятанное в утке. Если разбить яйцо, Кощей погибнет, и фея освободится.
3. Злые карлики крадут сокровища у фей. Феи отправляются с волшебными палочками искать карликов в лесу. Феи отнимают сокровища у карликов (переодетых разведчиц), предварительно превратив их в камни (при помощи волшебных палочек).
4. Встреча с русалкой вечером на реке. По дороге феи встречаются с Лешим и Водяным, которые рассказывают им о своих царствах.
5. К феям приходят тролли, похищают их волшебные палочки и превращают фей в разных животных. Заставляют их кричать и прыгать по-звериному. Одна фея находит запасную палочку и прогоняет троллей.
6. Когда начинает темнеть, феи идут искать в лесу зарытый клад. Злые феи, одетые в черное, мешают им в этом. Выручают волшебные палочки. (Кроме того, над кладом светится слабый огонек).
7. Собирая в лесу цветы, феи находят спящую царевну. Для того, чтобы оживить ее, нужно найти живую воду. Она находится под деревом, на котором сидит черный ворон. Живую воду несет фея, собравшая самый красивый букет. Царевну можно нарядить боярышней. Черные феи мешают искать живую воду.
8. Поиски омолаживающих яблок для старого царя. Искать по знакам, по указаниям старухи и девушки Синеглазки (в синем сарафане). Царь в благодарность присылает угощение.
9. Феи помогают Василисе Прекрасной получить огонь у Бабы-Яги. Находят избушку со светящимся черепом. Помогают ей отделить горох от мака, помогают Васе лисе бежать. Для этого нужно накормить собаку, смазать салом ворота и перевязать лентой березку.
10. Поиски светящегося пера Жар-Птицы. На фей нападают чудовища, издающие страшные звуки, но не прикасающиеся к феям. Феи находят перо и несут его во дворец.

Песня фей (на мотив вальса).

Царит повсюду тишина, 
В лесном же царстве не до сна,
Пришел и Леший и Яга,
Волшебство будет до утра. 
На курьих ножках вдруг изба
Пошла скакать вокруг костра.
И ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама собой.

Но поутру пришла заря
И добрых фей всех привела. 
Феи пляшут у ручья, 
жизнь хороша, как хороша!


Цикловая игра СЛАВЯНЕ

Этот цикл предназначается для лагеря. Далеко не все эпизоды можно разыграть в городе. Нужен простор. Но, конечно, кое-что можно использовать и в городе.

Подготовка к игре.

Приготовить машину времени: особые ворота, проходя через которые белочки и волчата возвращаются к древним временам. С одной стороны входа в городище - настоящее время, с другой - 800-ый год. Проходящим под воротами присваиваются славянские имена: Яня, Рогнеда, Любава, Василиса, Марика, Елена, Избрана, Млада, Даница, Злата, Цвета, Анея, Ильмена, Мирена, Милица, Привета, Оснельда, Людмила, Светлана, Святослав, Олег, Игорь, Ярополк, Ярослав, Святогор, Мсти-лав, Рюрик, Добрыня, Синеус, Глеб, Святополк, Изяслав, Осмомысл, Всеслав, Светозар, Всеволод, Аскольд, Дир. Построить городище, в котором держать всю "славянскую" утварь, оружие, меха, товары для торговли с греками. Машина времени может стоять у входа в городище или быть входом в него.
Приготовить изображение Перуна или просто рисунок, который потом прикрепить к какому-нибудь красивому пню. Перед Перуном "славянки" совершают свои пляски. Перуна можно также поставить в городище.
Построить курган, в котором будут зарыты доспехи славянского воина: седло, лук, нож, красивая чаша и т. п.
Приготовить луки для охоты и животных из картона, в которых будут стрелять славяне. Разрисовать животных. Сделать это еще в городе до лагеря. Приготовить товары для торговли с греками; разрисовать шкуры животных из фетра, купить меду, воску. Приготовить также ткани, вина, специи, которые славяне получали взамен от греков.
Ручной труд. Луки, стрелы, топоры (в расщепленную толстую палку вставить плоский камень и привязать его лозой), колчаны (можно соорудить из коры или картона).
Венки на голову. Желательно плести их из злаков или сухих трав, чтобы они не завяли. Модели сруба и землянки, в которых жили славяне. Из пластилина сделать посуду. Плести корзины, циновки, низать бусы. Делать игрушки из шишек, коры и ягод.
Игры. Охота или стрельба из лука в картонных животных. Засчитывать очки в зависимости от расстояния, размеров и ценности животного: зайца, лисы, фазана, куропатки, ласки, куницы, медведя, зубра.
Метание или попадание в цель. Упражнение в ловкости, столь необходимой для славянского быта.
"Что славяне делали". Водящий должен угадать, что делают остальные. Те показывают, как славяне ловили рыбу, сшивали шкуры, разводили огонь. Если водящий угадал, он громко кричит: "Разводите огонь!" Все остальные должны убегать, если он отгадал. Тот, кого он поймает, становится водящим.
Теоретическая подготовка. Рассказать о том, как славяне пришли из-за Карпат и решили поселиться в лесах (около рек) будущей России (Руси). Рассказать об их быте. Как они выглядели, где жили, как одевались, чем питались. Они были высокими, сильными, со светлыми рыжеватыми волосами. Были славяне выносливы и неприхотливы. Были очень гостеприимны. Отказать гостю в ночлеге и не накормить его было позором. Славяне хорошо обращались с пленными и часто отпускали их на волю. Смертной казни у них не было. Славяне беспрекословно подчинялись старшим. Слабостью их было несогласие: они все держались противоположных мнений и никто не уступал другому. Жизнь славян была трудной, так как им приходилось все делать самим. Питались они мясом, рыбой, ягодами, лесными фруктами, орехами, медом. Позже славяне научились сеять хлеб, разводить скот. Приходилось им делать большие запасы на зиму. Одевались сначала в шкуры животных, потом научились делать ткани. Жили славяне в землянках и позже в хатах - срубах. Разные опасности заставляли славян объединяться в поселения, которые они укрепляли, строя вокруг них ограды из заостренных бревен.
Славяне делились на племена. Обычаи были различны у разных племен. Так, например, древляне умыкали (похищали) невест, а поляне невест меняли или "покупали" за определенный выкуп или "вено". Племя состояло из родов. Род состоял из большого количества семей, родственных друг другу и живших вместе. Род управлялся родовым старшиной, который имел большую власть в своем роде. Старшины собирались на совет "вече", где решали дела всего племени. Славяне не понимали сил природы и, боясь их, покланялись им. Главным божеством было солнце, дающее жизнь. Его называли Даждь-богом. Отцом Даждь-бога было небо - Сварог. Бог ветра - Стрибог. Перун - бог грома и молнии. Велес был богом, подающим благосостояние. Верили славяне также в существование таинственных хозяев своих жилищ - домовых, во владельцев леса - леших, воды - водяных. Славяне верили в бессмертие души и загробную жизнь, поэтому очень высоко чтили память умерших предков. Праздники, посвященные воспоминанию об умерших, назывались тризнами. Особыми праздниками славяне отмечали смены времен года. Они приветствовали "поворот солнца на лето", сжигая соломенное чучело зимы, встречали, радуясь, весну на "красной горке". Отмечали праздник "Купалы". У славян не было ни храмов, ни жрецов. На открытых местах они ставили грубых идолов и приносили им жертву - еду. Славяне защищались от кочевников, приходивших из степей, строили городища, в которых отсиживались при нашествии врагов. Расселяясь по рекам, славяне завязали торговлю с черноморским и каспийским рынками. С развитием торговли стали возникать большие города, такие как Киев, Смоленск, Подольск, Новгород. Охрана товаров в складах и на пути требовала вооруженной силы. Так образовались военные дружины, во главе которых стояли князья.

Эпизоды
1. Приношение жертвы в виде цветов и фруктов. Можно устроить состязания по шестеркам - кто больше соберет и красивее устроит приношение, тот и будет торжественно "приносить жертву". После принесения даров славянки надевают венки на голову и начинают пляски перед идолом. Все встают в круг, наклоняют головы над скрещенными на груди руками и начинают медленно раскачиваться в такт напеваемой без слов песни. Потом медленно опускают руки, берутся за руки и начинают медленно двигаться по кругу большими плавными шагами. Ускоряют шаг почти до бега, затем замедляют все больше и больше, останавливаются, протягивают руки к идолу и молча уходят.
2. Охота на медведя всей стаей. Сначала надо найти берлогу, а потом поймать и самого медведя (переодетого разведчика). Точно указать правила охоты, чтобы не поранить "медведя". Не пользоваться палками, а пятнать или окружить. О близости медведя можно судить по встреченному медвежонку (плюшевому, сидящему на дереве).
3. Путешествие вниз по Днепру к грекам. Желательно плыть на лодках или плотах по мелкому месту. Взять с собой все накопленные в городище товары. При встрече старшие греков и славян берутся за руки, стоя лицом друг другу, и говорят: "Да будет торг наш миролюбив и честен". "Греки" уходят из лагеря со своими товарами первыми и ожидают славян в условленном месте.
4. Умыкание невесты. Стая делится на два отдельно живущих рода. Один род отправляет сватов к другому роду с целью там выбрать и увести к себе невесту. Сваты не знают, кто из славянок является невестами. Они должны опознать их по какому-нибудь общему признаку: по кольцу на пальце, по букету в руках, по бусам, отличающему невест от других членов рода. На месте сваты решают, какую невесту выкрасть, подают ей знак и пытаются вместе с ней удалиться. Весь ее род им препятствует. Если невесту удалось увести, то устраивается свадебное шествие и пир. Если невесту похитить не удалось, то им предстоит уплатить "вено". Можно повторять этот эпизод, выбирая другую невесту.
5. Нападение печенегов на городище. Их отбивают и берут в плен несколько печенегов. Вскоре происходит обмен пленных. Печенеги нападают с криком и визгом. У них обмотаны головы и намалеваны спадающие вниз усы. Защищая городище, славяне не выбегают за его пределы, а защищаются, бросая мешочки с водой или поливая печенегов тонкой струёй воды из бутылок. Не должно быть драки между славянами и печенегами, так как это опасно - дети входят в большой азарт. Взятие в плен нужно "подстроить" и хорошо за всем наблюдать, чтобы несколько человек не набрасывались на одного.
6. Встреча с Водяным или Лешим (в зависимости от возможностей). "Славяне" идут искать клад, по дороге встречают Лешего (или Водяного), он пугает и мешает им найти клад.
7. Нападение хазар или половцев. Они нападают с визгом в большом количестве. У них вымазаны краской лица, замотаны головы. В руках у них ногайки, они, как полагается кочевникам, якобы всадники на конях. Нападающие медленно приближаются, они должны быть видны и страшны издалека, но они ничего, кроме кургана, не трогают. Славяне, не зная их замысла, ограничиваются защитой городища.
8. Славяне отправляются на ярмарку в Киев. По дороге на них нападает Соловей-разбойник (он страшно свистит в лесу) и уносит одного "славянина" (не трусливого). Его нужно спасти, но никто не знает как. Выручает Илья Муромец, убивающий Соловья-разбойника.
9. Поиски страшного чудовища Змея Тугарина, который беспокоит славян. Он издает страшные звуки и крадет детей. Его нужно искать по заранее приготовленным следам. Найти его в логове в виде чучела, которое потом торжественно сжигается или сбрасывается в воду.
10. Весенние празднества славян. Прыгать через костер, пускать венки с горящей свечкой по воде, загадывая желания, сжигать соломенное чучело - символ зимы. Устроить пир с блинами.


План цикловой игры на специальность ЛЕСНИК
(для белочек)

Теоретическая работа
- Знать названия не менее пяти пород деревьев: ель, сосна, дуб, береза, клен ...
- Знать разницу между хвойными и лиственными деревьями.
- Знать, что такое бор (большой хвойный лес) и роща (небольшой, обычно лиственный лес).
- Знать названия нескольких цветов и уметь их нарисовать.
- Знать животных и птиц, живущих в лесу.
- Уметь различать несколько сортов съедобных и ядовитых грибов и ягод.

Знать правила поведения в лесу:
- Держать глаза открытыми, наблюдать за всем.
- В лесу не сорить.
- Не шуметь, а прислушиваться ко всем звукам.
- Не ломать веток, не портить коры на живых деревьях.
- Не отлучаться от руководителей.
- Если заблудился, оставайся на том же месте, не убегай, надеясь найти кого-нибудь. Береги силы, подавай сигналы голосом.

Ручной труд
- Сделать небольшой гербарий.
- Уметь сплести венок из лесных цветов или еловых веток.
- Слепить из пластилина несколько грибов.
- Сделать несколько игрушек на елку из шишек.
- Сделать повязки (белые, зеленые, коричневые и т. п.), на них нашить или наклеить дубовый лист. Носить повязки во время игры.

Эпизоды

1. В лесу прячутся браконьеры. Нужно их выловить. Можно устроить суд над ними.
2. На деревьях в лесу или в парке развесить золотые кружки. Это - ульи диких пчел. Лесники собирают мед, медведи им мешают. Медведей несколько. Они прячутся в кустах и пятнают ищущих мед лесников. Золотой кружок нужно сорвать с дерева и убежать. Выигрывает шестерка (или белочка), добывшая наибольшее количество кружков.
3. В лес спустился человек на парашюте. Он заблудился и заснул (кукла) от изнеможения. Сначала нужно найти парашют, недалеко от него должен находится и его владелец.
4. "Найти в лесу весну" по следующим признакам: цветущие фиалки, подснежники, веточки вербы с котиками, гнездо с яйцами и т. п. Эти признаки должны привести к "весне" - девочке, наряженной в костюм "весны" и стоящей в живописном месте. "Весна" наградит красивым букетом того, кто первый ее увидит.
5. Поиски хорька по запаху (натереть чесноком стволы деревьев или дощечки, которые расположить потом в незаметном месте). Хорьком может быть переодетая белочка или разведчица. Можно употребить чучело.
6. Вечером на лесную сторожку нападают волки. Глаза у них светятся и они воют. Самые смелые идут ловить волков. Волки должны позволить поймать себя.
7. Ловля енота, унесшего мешок с мукой. Найти его по следам рассыпанной муки.
8. Спасти медвежонка, забравшегося на дерево и не умеющего с него слезть. Он жалобно скулит. Возле дерева (с завязанными глазами) его стережет "медведица - мать". Она пытается поймать старающихся подойти к дереву. Выигрывает та белочка, которая сумеет взять медвежонка и благополучно уйти от медведицы.
9. Поймать в лесу разорителей птичьих гнезд. После поимки разорители отдают белочкам "разоренные" гнезда, которые нужно водрузить на место. Белочки должны найти те места, где им положено быть. Определить место гнезда руководясь криками птиц-матерей. Места гнезд и "кричащих" птиц руководительница должна определить заранее. Количество гнезд должно совпадать с количеством принимающих участие в игре шестерок.
10. Поход-прогулка с целью распознавания грибов. Если в лесу их нет, то показать белочкам цветные картинки грибов (с названиями).
Для игры заранее приготовить:
Плюшевого медвежонка, простыню для парашюта, куклу, хорька, птичьи гнезда с яйцами, золотые кружки на веревочке, волчьи морды с фонариками, образцы или картинки грибов, муку, фиалки, веточки.


Цикловая игра КАЗАКИ И КАЗАЧКИ

Казак - вольный человек, любитель приключений (по-тюркски).
Подготовка: прочитать о казаках (желательно в дореволюционной энциклопе-дии). Прочесть "Тараса Бульбу", "Азовское сидение" и "Покорение Сибири". Рассказать детям о казаках. Подчеркнуть, что казак всегда защищает православную веру, подчиняется приказаниям, защищает слабых, никого не боится и всегда говорит правду.
Волчатам нужно сделать папахи (лучше в городе), белочки могут сплести веночки на голову в лагере. Палатки в лагере назвать именами казачьих войск: Донского, Кубанского, Терского, Оренбургского, Уральского, Астраханского, Сибирского, Семиреченского, Забайкальского, Уссурийского и Амурского. Всем лагерем на майдане выбрать войскового атамана. Весь день ему надо носить войсковую булаву. Каждый день во время игры выбирается новый атаман. В его обязанностях - командовать строем.
На казачий стан (лагерь) поочередно нападают сначала татары, а потом и турки. Во избежание "разрухи" в лагере, для устройства нападений можно построить "городище" вблизи лагеря. В ожидании нападений там же и заночевать.
В устье "Дона" соорудить турецкую крепость "Азов", которую казакам предстоит отнять у врага. Подальше от лагеря определить место вражеской столицы, где живет хан Кучум. Под водительством Ермака казакам предстоит воевать с Кучумом. Драться можно только водяными пистолетами или мешочками с водой.

Эпизоды.
1. Когда станет темно или только начинает темнеть, татары нападают на городище Ермака. Один из татар проникает в лагерь. Казаки берут его в плен. Позже пленного татарина выменивают на похищенного татарами казака. Можно устроить шатер, где будет происходить обмен пленных.
2. Казаки под предводительством Ермака отправляются воевать с ханом Кучумом. Это большой поход в ханскую столицу. Татарами могут быть старшие волчата. Они могут пойти в поход с ночевкой и таким образом успеть накануне сражения построить татарский стан и шатер Кучума со всеми его богатствами. Подготовить сидящих в засаде, которые будут нападать на приближающихся казаков. Казаки побеждают татар, возвращаются с добычей (оружие, шкуры, сладости). Татары обстреливают казаков стрелами (маленькими палочками). Казаки стреляют из "пищалей" - водяных пистолетов. Татарам огнестрельное оружие не известно. Попадание из водяных пистолетов считать смертельным.
3. Казаки осаждают крепость "Азов" и покоряют ее. По мере возможности, до нее плыть на лодках "по Дону". По пути - нападение турок. Празднование в честь взятия крепости. "Пир" устроить при помощи принесенного из лагеря провианта.
4. Турки нападают на лагерь казаков. Они должны быть неузнаваемы, по возможности, одеты по-турецки, с замазанными лицами. Турок должно быть несколько. Они носятся вокруг лагеря с гиком, стреляют мешочкам с водой, но в лагерь не входят и должны быть отбиты. Они отступают с большим криком "недовольства". Волчата гнаться за ними не должны. Нападение можно повторить и даже похитить казака (который не боится быть похищенным). После долгих переговоров (жестами) плененного удается выкупить.
5. Казаки переносят через "польскую" границу золото казакам, живущим в Польше. На границе можно их обыскивать не больше одной минуты в присутствии руководителей (их должно быть достаточно). Если червонец не найден, пойманного отпускают. Поменяв роли, игру повторить. Пограничникам можно надеть красные повязки на рукав.
6. Казаки защищают казачек, на которых напали турки в то время, когда они танцевали (разучивали гопак). Казаки берут турка в плен и требуют выкупа.
7. Казаки ловят (ищут) в лесу медведя (или лисицу). Лисицу можно спрятать в кустах, медведя на дереве. Лисицей и медведем могут быть чучела, игрушечные звери, могут также быть переодетые старшие. Если играть вечером, в темноте, медведь должен издавать какие-нибудь звуки (рычать, чавкать, трещать ветками), иначе его не найти. Лучше всего искать медведя шестерками. Наградить шестерку, нашедшую или поймавшую медведя.

Скм. Ольга Астромова - "Березка"
Сан-Франциско 1970 - 1991 гг.