Название статьи в журнале | стр |
Беседа Старого Волка /20-летие курсов "БКС"/. | 1 |
Максимы Максима /скм. М.Агапов/ | 2 |
Из "педагогических основ скаутизма" - скм. М.Агапов-Таганский. | 4 |
Пробуждение. О динамическом развитии - Жук Вожак. | 11 |
Под знаком солнца /история курсов "БКС"/. | 12 |
Из письма югославского курсанта 1927 г. | 19 |
Новое положение о курсах /1956 г/. | 20 |
Из инструкции о курсах 1946/47 г. | 25 |
О круге "БКС". | 27 |
Иностранные руководительские курсы: курс "Лесного значка" ч.1-я. | 29 |
Из письма старого "БКС"-овца с американских курсов. | 32 |
Между нами, бэкаэсовсцами - Хромой Комар.(страница отсутствует) | 33 |
Взгляд в будущее.(страница отсутствует) | 35 |
Цифровые данные о курсах "БКС" /1938-1958 - Е.(страница отсутствует) | 36 |
Основы скаутской практики
Мы говорили о сущности скаутской системы, об ее основах, целях
и задачах, но этим еще не исчерпывается определение скаутизма. Ведь важно
не только, что такое скаутизм, но и то, как скаутизм осуществляет свои
достижения. Не все же пути ведут в Рим, да и по тому пути, по которому
можно прийти в Рим, можно идти и в обратном направлении. Итак, мы теперь
обратимся к изложению основ скаутской практики.
1/ Физическое воспитание
Выше уже было сказано, что одной из основ и важнейших задач скаутской
системы является правильная постановка физического воспитания.
Там же было указано, что понимание физического воспитания у
скаутов расходится с общепринятым, что входят у скаутов в общую систему
физического воспитания:
А/ Пребывание и ведение всех занятий на открытом воздухе, жизнь
в лагерях;
Б/ Физические упражнения -
- а/ Военный строй или, вернее сказать, строевое обучение, приспособленное
к нуждам скаутской жизни. Скаутское строевое обучение я считаю первой,
наиболее легкой формой гимнастики, а также первым средством хотя бы к внешнему
сплочению и спайке скаутов в пределах данной организации.
- б/ Гимнастика. Занятие гимнастическими упражнениями должно
вестись по возрастным группам и раздельно у мальчиков и у девочек. Упражнения
начинаются с простейших движений рук и ног, постепенно переходят в шведскую
гимнастику и могут быть закончены "сокольской" гимнастикой.
- в/ Занятия спортом. У английских скаутов занятия спортом занимают
видное место в скаутской практике. Однако зачастую увлечение тем или иным
спортом приобретает характер нездоровый. Последнее обстоятельство заставляет
весьма осторожно относиться к спортивным занятиям скаутов.
- г/ Игры. Больше, чем спорт, в русской скаутской практике развиты
игры. В моей дружине игры пользовались успехом еще и потому, что для занятий
спортом не было соответствующих спортивных принадлежностей. Очень популярны
чисто скаутские игры: "Контрабандисты через границу", игры с похищением
флага и т.д.
- д/ Гигиена. Очень видное место в системе физического воспитания
скаута занимает изучение и осуществление на практике правил гигиены. Жизнь
в лагере или во время экскурсий дает возможность следить за практикой в
смысле исполнения правил гигиены.
- е/ Санитария. От скаута требуется умение очистить воду, знание
правил соблюдения чистоты. В Керчи в дружине требовалось знание вши, блохи,
клопа и мыши, и мер борьбы с этими разносителями всяких инфекций. Недаром
также существует скаутская специальность "санитар". От санитара требуется
знание санитарии, гигиены, правил ухода за больными и раненными и оказания
помощи при несчастных случаях.
- ж/ Экскурсии и прогулки. Не последнее место в физическом воспитании
принадлежит экскурсиям и прогулкам. В отношении здоровья польза их несомненна.
Прежде всего, рациональная ходьба - своего рода спорт и притом полезный.
Пребывание и питание на свежем воздухе второй их плюс. Третий и самый значительный
- это удивительно благоприятное действие их на настроение скаутов. За лето
1920 года я проделал свыше 10 экскурсий и прогулок; каждая из них оставила
самое благоприятное впечатление именно потому, что подымала настроение
у скаутов. Только длительные и утомительные экскурсии /а таковыми они не
должны быть/ могут вызвать понижение настроения. Вообще все дети и подростки
очень любят экскурсии. Нужно заботиться только о том, чтобы преследуя научные
или эстетические цели, не переобременить внимания скаутов и не вызвать
особенного физического напряжения. Я лично считал бы при длительных экскурсиях
переходы свыше 20 верст прямо нежелательными. Переход верст в 15 оставляет
время и энергию у скаутов для всяких других занятий.
Мне остается еще добавить, что физическое воспитание каждого
в отдельности скаута должно зависеть от заключения врача и начальника отряда.
Поэтому вполне целесообразно, чтобы у каждой дружины был свой врач, что
и было заведено в Алуштинской дружине.
2/ Индивидуализация воспитания
Если в отношении физического воспитания необходимо заключение
врача, то в отношении духовного воспитания руководители еще больше должны
считаться с индивидуальными особенностями каждого скаута в отдельности.
Основа скаутской организации - звено - дает полную возможность
индивидуализации воспитания, предоставляя в то же время выгоды коллективного
воспитания. Численный состав звена /от 6 до 12 человек, а в крымских дружинах
9 человек вместе с звеновым/ дает полную возможность лучше приглядеться
к каждому скауту и больше на него воздействовать. В звене звеновой находится
в очень тесном единении и общении со скаутами звена. Звено - это духовная
семья или, точнее, маленькое братство, семья братьев, где главенство принадлежит
старшему брату, а роль чадолюбивого отца исполняет начальник отряда. Близость
между старшими и младшими скаутами дает возможность старшим знать своих
скаутов, считаться с их особенностью, а
младшие скауты могут выявлять свою самодеятельность, будучи
уверенными, что в старших скаутах они встретят помощь, поддержку и руководство.
Самодеятельность скаутов есть реальное доказательство приноровленности
скаутской системы к индивидуальным особенностям скаутов. Скауты, сдавая
испытания на звание скаута III, II, 1 разрядов, опытного скаута, обязаны
сдать также экзамены по нескольким специальностям. Программа экзаменов
на звания определенная и одинаковая для всех испытуемых, знание же специальностей
обязательно, НО выбор их предоставляется самим скаутам. Каждая степень
звания требует лишь знания известного количества специальностей, причем
высшая степень требует знания более сложных специальностей. Я лично нахожу
совершенно недопустимой попытку в иных дружинах экзамен на разряды связать
с испытанием по определенной специальности. Например, в одной дружине требовали,
чтобы скаут III разряда имел специальность "прачки", а II разряда - "санитара".
Скаутам, безусловно, должна быть предоставлена весьма широкая возможность
выбора специальности; конечно, эти специальности могут быть приурочены
к тому или другому разряду по степени сложности. Нельзя требовать от скаута,
чтобы он изучал специальность, к которой у него не лежит сердце, такое
требование будет насилием, попранием интересов личности. Вполне можно ограничиться
тем, что существует одинаковая программа испытаний на звания.
Впрочем, общее впечатление от скаутской практики таково, что
нет опасения за угашение духа самодеятельности в скаутах. А самодеятельность
имеет и ту выгодную сторону, что она сопровождается чувством живейшего
удовлетворения и вообще положительным самочувствием. Повторяю, самодеятельность
есть доказательство того, что воспитание в достаточной мере приноровлено
к личным свойствам и интересам питомцев.
Руководитель обязан дать импульс для самодеятельности, отчасти
материал для ее выявления, отчасти руководить ею. Взгляды Баден-Пауэла
на самодеятельность выражались в том, что руководитель отнюдь не должен
брать на себя роль мастера, обучающего ученика ремеслу, нет, он должен
дать руководящие указания, а скаут должен сам дойти практикой, изучением
чужого опыта и своим опытом до знания специальности. Не стесняемый в своей
работе, работающий по охоте, в меру сил и возможностей, скаут, придя к
желанной цели, испытывает чувство высокого удовлетворения, т.к. он сам
дошел до этого. Он испытывает радость, близкую радости творчества, а высшее
назначение человека - идти по пути творчества.
3/ Социальное воспитание - дух кооперации
Мы уже выше говорили, что система звеньев представляет собой
на редкость удачный тип организации. В звене скауты объединены как бы в
семью, содружество братьев /ср. 4 закон/. Подбор звена считается в скаутской
практике основным условием успешной работы /"Как руководить звеном"/. Хорошо
подобранный состав звена представляет собой материальную кооперацию. Связь
между скаутами звена устраняет всякий вред, могущий быть от соревнования
между скаутами. Звено имеет свою индивидуальную физиономию, у него есть
свое наименование, флажок, свои цвета, своя программа занятий.
Звенья входят в состав отряда так же, как скауты в отдельное
звено. Отряды имеют также, приобретаемую совместной работой звеньев, характерную
физиономию. Соревнование отвечает интересам индивидуализации воспитания,
то же самое соревнование между звеньями, отрядами, дружинами отвечает интересам
социального воспитания.
Если успех всякого отдельного скаута отмечается знаками отличия,
то и для отрядов и для дружин существуют отличия. Дух коллективизма, солидарности,
усваиваемый скаутами при изучении 3 и 4 законов, не дает соревнованию вызвать
в душе дурные эмоции, как это имело место в иезуитских колледжах.
В особенности же скауты проникаются духом коллективизма там,
где правильно функционирует "общее собрание" скаутов: звена ли, отряда
ли, или дружины. Практика моей Алуштинской дружины показала мне, что "общее
собрание" скаутов дружины является вполне жизненным и дееспособным органом
выражения коллективной воли скаутов. Многие весьма успешные действия дружины
обязаны своим эффектом тому, что они предварительно были выработаны "общим
собранием".
Таким же жизненным учреждением является скаутский Суд Чести.
Оба этих института - "общее собрание" и Суд Чести - служат под руководством
опытных руководителей великолепной школой общественности и гражданственности.
Солидарность между скаутами отнюдь не является пустым звуком.
Она выражается не только внешне, в виде взаимного приветствия, но и в иных
формах. В крымских организациях скауты всегда оказывали товарищеское гостеприимство
приезжим скаутам. Обычно всякий приезжий скаут является для регистрации
в местную организацию и тотчас вступает туда активным членом. Образчиком
скаутской солидарности могли быть встречи симферопольских и алуштинских
скаутов /во время I Крымского Съезда русских деятелей по скаутизму и до
съезда/. Эти встречи всегда приятно поражали своей сердечностью.
Дух солидарности объединяет не только скаутов дружины, скаутов
данной страны - нет, мало того, он объединяет скаутов всего мира. В одной
из популярных скаутских песен вы слышите: "Много нас в родной России, в
разных странах и местах, учим правила святые мы на разных языках... Много
нас, но мы одно".
скм. М. Агапов-Таганский. /Продолжение следует/
АГАПОВ И "БКС"
Первый курс для руководителей "БКС" был проведен в июле 1938
года. Однако за ним уже имелась история руководительских курсов в югославской
организации. Вес своеобразие и значение курсов "БКС" можно понять только
из знания личности и основателя.
Максим Владимирович Агапов родился в Москве 3 Февраля 1890 года.
Окончив Московский университет, он становится педагогом и в годы революции
занимает уже значительный пост, несмотря на свою молодость. Гражданская
война забрасывает его в Крым. Там, в Алуште, он создает дружину скаутов
и начинает свою долголетнюю руководительскую деятельность.
Агапов отличается от других скаутмастеров того времени тем,
что не ограничивается практической работой и начинает обдумывать скаутизм
с точки зрения систематической педагогики. В 1980 году он пишет труд "Педагогические
основы скаутизма". Этот труд был принят съездом руководителей Крыма, а
через год Старшим Скаутом и Советом скаутмастеров в Константинополе как
теоретическое основание русской скаутской работы. Агапов получил "Свастику",
но сам труд - первый труд по теории скаутизма вообще - не был напечатан
до сегодняшнего дня.
ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЮГОСЛАВИИ
Агапов попадает в Югославию, в небольшой город Огулин, где начинает
скаутскую заботу с местной молодежью и создает образцовую дружину, начинающую
влиять на развитие скаутизма во всем Хорватском отделе. К 1924 году созревает
мысль об основании руководительских курсов. В то время в Югославии было
уже несколько руководителей, окончивших курсы в Гилвелле /среди них один
русский - скм. Липский/. Как и во многих других странах, в Югославии была
тенденция слепо копировать британский скаутизм. На подобие Гилвелля была
основана в Югославии /в Сербии/ "Лесная школа" для руководителей. Рассмотрев
гилвелльскую систему, Агапов пришел к заключению, что в Гилвелле даются
почти исключительно практические знания, которые, фактически, может усвоить
любой вожак. Гилвелль - образцовый лагерь, в котором учат, как вести работу,
но не дают ответа - "почему" и "для чего?". Необходимо отметить, что Агапов
всегда очень уважал Баден-Пауэлла и никогда не думал изменять его системы.
Но он исходил из той точки зрения, что славянам присущ иной взгляд на вещи
и иной подход, чем англосаксам, и что наше славянское скаутское движение
не должно основываться на слепом копировании британского скаутизма. Идея
Баден-Пауэлла правильна. Но у англосаксов она находит исчерпывающее выражение
в формах одной игры, забавы, мальчишеского веселья, а у нас она нуждается
в углублении. Отсюда замысел наших курсов: они должны, кроме чисто практических
знаний и опыта лагерной жизни, объяснить целый ряд вопросов - чего мы хотим
достигнуть, на чем основана наша педагогическая работа, почему мы применяем
определенные методологические приемы? Усвоив это, курсант может более самостоятельно
и творчески следовать по руководительскому пути. Без этого возможна только
ограниченная руководительская работа в рамках полученных практических рецептов.
Без этого нет фундамента, необходимого для творчества. А без творчества
будет отсутствие движения, застой.
ОСНОВАНИЕ ЮГОСЛАВСКИХ КУРСОВ
В начале 1924 года Агапов проводит первый, вступительный курс
в Загребе. Впервые югославские руководители слышат о том, что в скаутизме
кроется нечто более значительное, чем разряды и специальности. Летом 1934
года проводится первый настоящий курс и появляются первые подготовленные
инструктора. Этот курс вызвал воодушевление одних и возмущение других.
Со стороны людей, не понимающих идеи Агапова, требующих слепого копирования
Гилвелля, начинаются жесточайшие нападки, переходящие в травлю, длящуюся
несколько лет. Борьба кончилась победой системы БКС, которая была признана
обязательной для югославского скаутизма в начале 1930-ых годов. Победа
эта была победой духа, вдохновлявшего как курсы БКС, так и руководительскую
работу со скаутами людей, кончивших эти курсы.
Агапов - представитель лучшей части старой русской интеллигенции.
Как таковой, он создавал идеальный облик скаутского руководителя - высоко
идеалистического и жертвенного, образованного, знающего и понимающего не
только, что и как со скаутами делать, но и почему это надо делать, основывающего
свою скаутскую работу на принципах педагогики, психологии и гигиены и находящего
вдохновение в скаутской идеологии.
ЗНАК СОЛНЦА
Девизом курсов Агапов выбрал слова из стихотворения Бальмонта
"Будем, как солнце!" Идея символа солнца, как символа любви и радости созрела
у Агапова постепенно в процессе изучения цикла легенд и художественных
произведений о невидимом граде Китеже. Кроме того большое влияние оказали
на него беседы с иеромонахом Гавриилом, иноком одного из подмосковных монастырей,
развивавшем мысль о том, что центр тяжести религиозной жизни должен находиться
в радости проповедания Христа Воскресшего /противопоставление радости и
света "веры в Христа Воскресшего" черезмерному "сокрушательству" и мрачности/.
Тему радости, света и любви Агапов изучил также в русской литературе /Достоевский,
Вл.Соловьев, Мельников-Печерский, Бальмонт/. Не менее важным было исследование
этой темы в Евангелии и апостольских посланиях. Основной символ курсов
нашел отражение в знаке - солнце с буквами БКС - и цветах курсового платка
- золотисто-песочном с алой каймой. Исходя из этого основного символа,
Агапов постепенно построил и свою систему идеологии скаутизма.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВ
В основу первых курсов легли "Педагогические основы скаутизма".
Их Агапов дополнял своими знаниями и опытом научной работы по психологии
и педагогике. Из иностранных материалов были, главным образом, использованы
труды Баден-Пауэлла, его статьи, а также статьи других видных скаутских
деятелей в журнале "Джембори", в частности француза Герен - Дежардена.
Программа курсов разрабатывалась постепенно, видоизменялась
и приняла окончательную форму в 1929 году. В этом году была введена оценка
курсантов, которую мы сейчас называем оценкой "БКС". В 1934 году, когда
два русских старших разведчика попали на курс БКС /Б.Мартино и С. Пелипец/,
программа его была следующей: идеология скаутизма, психология детства,
звеновая система, работа в отряде и дружине, этика руководителя, ровера,
волчата, игры, методика занятий, администрация, гигиена, лагерное дело,
саперное дело, топография, история скаутизма, работа с ремесленниками и
крестьянами, работа в клубе, организация праздников, ручной труд, гимнастика.
Курс продолжался три недели в лагере. Варкой ведало особое звено "поваров".
Упор курса был на теории. От поступающих на курс требовался первый разряд,
что, впрочем, далеко не всегда исполнялось. Из практики солидно проходили
саперное, лагерное дело и топографию. Звеновой системы на этом курсе не
было. В следующем году, 1935, курсы БКС кончил третий "сараевец" /по городу
Сараево/ - Р.Полчанинов. Основной кадр для образования русского БКС был
подготовлен.
Надо упомянуть, что из курсов БКС развились младшие курсы -
для. вожаков, а затем и старшие, так называемые высшие руководительские
курсы. Агапов провел в 1933 и 1934 году два таких курса. Цель их была двоякой:
во-первых, готовить руководительские кадры уже не только для работы со
скаутами, но и для связи с внешним миром, во-вторых, готовить инструкторские
кадры для средних курсов. Программа этих курсов, проводившихся под лозунгом
"Работай и создавай" /РИС/ состояла из: педагогики, психологии детства,
прикладной психологии, основ скаутской педагогики, сравнительного обзора
скаутизма и других юношеских движений, гигиены на службе скаутизма и скаутизма
на службе гигиены, истории скаутизма в разных странах, скаутской этики,
эстетики скаутизма, руководительства, трудового воспитания в скаутизме,
основ социологии, значительных черт славянских народов и их культуры, скаутизма
на службе у государства и общества, лагерного и саперного дела, прессы
и пропаганды, администрации.
ОСНОВАНИЕ РУССКОГО БКС
Югославский БКС был, фактически, русским делом, начатым русскими
людьми /в первых курсах кроме Агапова участвовало еще несколько русских
руководителей - Гарднер, Лебедев, Ивашенцев/. Весь дух и стиль БКС был
чисто русским. Понимание скаутизма, требования, к руководителю, интеллектуализм
программы, символы и традиции /на последнем костре кончившим курс подносили
хлеб - соль и пели "Славу"/ - все это было русским. И именно потому не
могло до конца быть понятым и прочувствованным югославами. Курсы БКС оставили
решительный, сильнейший отпечаток на югославском скаутизме. Но их сферой
влияния была жизнь эмоциональная, энтузиазм. Идеология Агапова не стала
для югославов твердым основанием их убеждений. Таких идеологических образов,
как Китеж /об этом смотри в особой статье этого номера "ОПЫТА"/, они понять
не могли. Агапов же ничего специфически югославского в своей идеологии
не предлагал. Во второй половине 30-тых годов наступает затишье в югославском
БКС. Политическое положение в стране обостряется. Растет отпор хорватов
сербам, среди молодежи усиливаются коммунистические настроения. Скаутизм,
предлагаемый курсами БКС, не удовлетворяет молодежь, ищущую радикальных
решений своих национальных и социальных проблем. Идею БКС подхватывают
русские скауты и развивают ее дальше в рамках своего движения.
Естественно будет спросить, почему до тех пор БКС никак не был
применен в русском скаутизме. В Югославии наш скаутизм был очень слаб,
ограничивался одной небольшой белградской дружиной. Вообще же Агапов, после
переезда в Белград, несмотря на высокий пост в НОРС /он был международным
комиссаром, затем начальником инструкторской части/, действовал главным
образом в югославском скаутизме, поскольку в русском его идеи о скаутизме
и руководительстве почти не встречали понимания.
Первой пробой сил русских бксовцев был курс для вожаков, проведенный
в лагере сараевского и загребского отрядов в 1937 году. Курс этот прошел
с полным успехом и послужил примером для дальнейших КДВ. С нашей сегодняшней
точки зрения, впрочем, он не совсем отвечал своей задаче - готовить вожаков.
В его программу входили: скаутизм, история и география России, звеновая
система, методика, гигиена и скорая помощь, физическая культура, игры и
песни, ручной труд, лагерное дело, саперное дело и символика. Эта тематика
еще не так плоха, но упор делался не теоретические, лекционные занятия.
С годами взгляд на КДВ изменился. В инструкции, написанной в
1947 году,говорилось: "В области обучения между КДВ и всеми прочими курсами
лежит резкая грань. КДВ должен быть по типу не столько курсом, как образцовым
разведческим лагерем с усиленными занятиями. Из этого лагеря вожаки должны
вынести испробованные на практике знания по программе разрядов, твердое
представление, как устраивается хороший сбор, поход, костер и т.д., и крепко
впитанный разведческий дух, дух дружбы, активности, благородства, верности
и бодрости. Лекционной системы надо, по возможности, избегать. Всю практику
надо проходить в интересных играх - заданиях и состязаниях, а теорию и
практику работы в помещении преподносить в виде сборов звена.
Если на это ежедневно дается 2-3 часа, то и устраивать ежедневно
большой звеновой сбор, включающий, без строгого разграничения лекций, ряд
тем по программе курсов: строй, родиноведение, звеновую систему, скорую
помощь, ручной труд, песни, игры и т.п. Испытания КДВ проводятся также
разведчески, заданиями, "бегом".
ПЕРВЫЙ КДР
Как бы то ни было, 1 КДВ был хорошей репетицией для следующего
шага. В июле 1938 года в лагере Югославского отдела "Святой Владимир" около
Шуметлицы проводится первый курс для руководителей. Вот его данные. Продолжался
он три недели в общем лагере. Инструкторов было пять, курсантов десять,
из которых шестеро были начальниками отделений /лагерных смешанных звеньев/.
В программу входили: скаутизм, идеология, этика руководителя, психология
детства, история и география России, организация скаутской работы, звеновая
система, методика, волчата, одиночки, администрация, символика, пропаганда,
игры и песни, ручной труд, гигиена и скорая помощь, физическая культура,
лагерное дело, саперное дело, топография. Всего 56 часов теории.
Как мы видим, уже первый КДР отличался от югославского курса.
Появились новые предметы - одиночки, символика, история и география России,
а организация праздников была расширена в пропаганду. Идеология приобрела
другой вид. Агаповский труд по идеологии был полностью использован, но
поскольку в нем не затрагивались проблемы России, руководители 1 КДР постарались
его дополнить тематикой, касающейся причин революции, состояния эмиграции
и будущего устройства России - в той мере, в какой эта тематика могла быть
разработана и изложена 20-22-х летними инструкторами КДР.
В феврале 1939 года Агапов привлекает организаторов русского
БКС к сотрудничеству в инструкторской части. Б.Мартино становится его заместителем.
Это обстоятельство способствовало дальнейшему развитию курсов, уже при
полной поддержке Агапова. В августе 1939 года проводится II КДР, уже в
особом курсовом лагере. По программе второй курс не отличался от первого.
Лекций и особенно экзаменационных заданий было больше. В 1940 году происходит
последний довоенный КДР /Югославия еще не была охвачена войной/. В диких
боснийских горах, на Белашнице, где в 1925 и 1926 году проводились агаповские
БКС, в курсовом лагере "Св. Александр Невский" устраивается многочисленный
III КДР. После него участники лагерей и курсов /рядом с мужским лагерем
стоял женский - "Ярославна", кроме КДР был устроен и КДВ/ поехали в Белград
и представились Агапову. Никто из них не мог подозревать, что через год
вся Югославия будет в огне. Между тем, три КДР подготовили тот кадр, который
сумел продолжить скаутскую работу и в условиях войны.
В ПОЖАРЕ ВОЙНЫ И ОККУПАЦИИ
В апреле немцы заняли Югославию и разделили ее на несколько
частей. В июне Б.Мартино, получив вести от Агапова, принимает на себя руководство
инструкторской частью НОРС и таким образом, несмотря на свои 24 года, становится
старшем руководителем НОРС в Европе. С трудом идет восстанавливание связей.
Между тем, член инструкторской части и курсант II КДР О.Поляков проводит
IV КДР - наиболее оригинальный и, вероятно, наиболее успешный по своим
результатам из всех курсов. В сентябре 1941 года он отправляется с пятью
белградскими курсантами в чащу придунайских зарослей и виноградников и
там, совершенно нелегально, "на подножном корму", порой под звук отдаленных
партизанских выстрелов проводит курс. Из пяти курсантов четыре известны
всей нашей семье и по сей день - Лев Гижицкий, Андрей Доннер, Николай Доннер
и Всеволод Селивановский.
Между тем, осенью и зимой 1941 года начинается тяга эмигрантской
молодежи в Россию. Одними из первых попадают туда Шмитов и Пелипец. В январе
1942 года Мартино и Полчанинов едут через Германию и в разное время добираются
с приключениями в Варшаву. Там Мартино заболевает туберкулезом, что его
задерживает на месте. Он организует инструкторскую часть в Варшаве и постепенно
строит работу и взаимную связь между отдельными центрами и отделами. Летом
1942 года в Свидере, около Варшавы, под маской "Дома молодежи" Русского
Комитета проводится большой разведческий лагерь - 6 недель, 150 лагерников.
Здесь был проведен V КДР, в течение лагеря и в течение особого курсового
лагеря, продолжавшегося одну неделю после общего лагеря.
Эта работа происходила в исключительно трагической и напряженной
обстановке. Шла война, советские самолеты бомбили Варшаву, немцы применяли
кровавый террор по отношению к полякам, истребляли евреев. У всех наших
разведчиков было постоянное ощущение нависшей опасности. И действительно,
осенью после лагеря гестапо прекратило нашу деятельность в рамках "Дома
молодежи". Следует отметить, что V КДР был первым курсом, на котором был
использован богатый инструкторский материал польского скаутизма, и первым,
на котором участвовал скм. Поздеев - "Жук", который очень много дал нашим
курсам, особенно в области правильного и глубокого понимания скаутской
методики. На V КДР впервые "волчата" излагались по Каминскому /хотя и в
Югославии мы знали о цикловых играх/, впервые был проведен "разведческий
бег".
В 1943 году в Польше проводить КДР нечего было и думать, но
в Германии у нас был камуфляж в виде "Национальной Организации Российской
Молодежи" /НОРМ/. Под этой фирмой был проведен лагерь и в нем VI КДР. Параллельно
ему, тоже как номер VI, был проведен КДР в Белграде силами местных руководителей
/курсантов IV КДР/.
Настоящим чудом было проведение курсов в 1944 году. Агония гитлеровской
империи началась. Немцы были выбиты из Франции и Бельгии, на Востоке капитулировала
Румыния, фронт проходил через Польшу. В Германии была объявлена "тотальная
война", театры закрыли, балерин послали подметать улицы, все отпуска были
прекращены. И в этой обстановке удалось в австрийских горах провести трехнедельный
лагерь для старших. Устроен он был как "эрнтехильфелагерь" - лагерь помощи
урожаю. Однако из 36 участников только 2 отправлялись по очереди на работу
в соседнюю деревню, а остальные проходили VII КДР или руководили им.
В 1945 году, не смотря на два проведенных на местах лагеря,
курсов не было - слишком разбросаны были руководители.
В 1946 году начинается новая эра в истории наших курсов. Во-первых,
имелась "Главная Квартира" и концентрированный в Германии и Австрии многочисленный
состав скаутов. Во-вторых, было решено использовать время до переселения
из Европы /оно наступило в 1950 году/ и провести максимум курсов. В 1946
году было проведено 5 разных руководительских курсов /3 КДР, 1 СРК, 1 КНО/
и несколько КДВ. В-третьих, было решено создать новые типы курсов. В лагере
"Памяти верных" был наряду с Х КДР проведен 1 КНО - облегченный КДР /идею
мы взяли от поляков/ и старший руководительский курс, посвященный педагогической
и идеологической теории скаутизма-разведчества. КНО был успехом, СРК нас
не удовлетворил. И к лету 1947 года была создана новая система руководительских
курсов, существующая и поныне. Ее младшей ступенью были сделаны курсы начальников
/отрядов, стай, кругов/, а старшей - КДР. КНС и КНК удалось, к сожалению,
провести только по одному разу, экспериментально /I КНС в 1947 г., 1 КНК
в 1948 г./, но эти эксперименты удались. КНО стал практическим руководительским
курсом и дал в 1946-1949 годах 9 выпусков. КДР стал старшим, скаутмастерским
курсом, с упором на теорию, по программе не повторяющим, но продолжающим
КНО.
Размер этой статьи не позволяет провести подробного сравнения
курсовых программ разных времен. Отметим хотя бы, что за послевоенное время
на курсах впервые появились религиозное воспитание, методика национального
воспитания и работа с отрядом. Сильно расширены были: методика, руководитель,
молодежь в СССР и история педагогики, которая стала преподаваться как особый
предмет, а не как часть скаутизма.
В 1949 году в Германии балтийские скауты провели свои курсы
по системе Гилвелля. Наши руководители побывали в их курсовом лагере и
заимствовали из него кое-что для большого курсового лагеря "Братство" /XIII
КДР, IX КНО и КДВ, более 60 человек/. "Братство", в котором приняли участие
и югославские, и чехословацкие и белорусские скауты, было устроено в виде
отдельных звеновых лагерьков, по которым были распределены курсанты. Характеристикой
лагеря были:
много практики, походов, состязания звеньев, состязание в звеновой
и индивидуальной варке, исполнение расписания дня без подачи сигналов /за
исключением побудки, отбоя и тревоги/. В "Братстве" впервые все участники
курсов лагеря носили одинаковые желто-оранжевые платки.
Выезд большинства "Ди - Пи" из Европы в 1950/51 годах прекратил
оживленную курсовую деятельность. В Аргентине были проведены Х КНО и Х1У
КДР, в США - XI КНО. В Европе курсовая деятельность возобновилась в 1954
году с появлением молодых руководителей и руководительских кандидатов из
Франции. Параллельно ей проводились КНО в Калифорнии и в Австралии.
Из новейших курсовых лагерей наиболее интересным был лагерь
"Юбилейный БКС" в Германии в 1958 году. /XIX КНО и ХУ1 КДР/. В нем небезуспешно
были испробованы следующие новшества: образование звеньев, смешанных по
полу, и включение инструкторов /за исключением начальника курса и его помощника/
в состав звеньев, с ежедневной переменой вожаков. Как в "Братстве", весь
лагерь составлял как бы курсовой отряд; начальник курса носил зеленый шнур,
а все участники - традиционный /с 20-х годов/ платок БКС - песочный с алой
каймой.
Последним словом в развитии наших курсов можно считать идею заочных
курсов, возникшую в 1957 году. Однако она еще не проверена на деле. Совсем
не испробована идея КНО с волчатским уклоном, возникшая в начале 1958 года.
Современное распыление нашей организации и малочисленность руководительского
состава весьма затрудняют проведение регулярных курсов, соответствующих
всем требованиям, а также дальнейшему-экспериментальному развитию курсового
дела. Однако тот дух, который царит на наших курсах по сей день, наше понимание
руководительства, наконец, само существование нашего руководительского
состава, а с ним и всей организации, показывают, что движение БКС живо,
успешно и плодотворно.
а/Разведчество: определение скаутско-разведческого движения, история его возникновения, история разведчества, скауты разных наций - 3-5 часов.6.- Все курсанты КДВ во всяком случае должны сдать II разряд, а желательно и I.
б/Разведческое звено: что это такое, как оно создается, как живёт и работает - 3-5 часов.
в/Разведческая символика: символы, гербы, традиции и церемонии - 3-3 часа.
г/Положение молодежи на родине: как живет и учится молодежь под советской властью, как устроена и что делает пионерская организация - 3-5 часов.
д/Беседы о России: как на основании услышанного, прочитанного и виденного проводить беседы с разведчиками, теоретические указания, упражнения на чтение вслух, упражнения в рассказывании - минимум 10 часов; в зависимости от возможности, максимально увеличить.
е/Показные сборы и походы: как проводить сборы и походы, какими играми и упражнениями проходить программу отрядов, как разучивать песни - демонстрация на практике, идеи для работы звена в разное время года - минимум 20 часов; увеличивать до максимума по мере возможности.
а/ Проведения курсантом показных сборов /о беседой/;10.- КДВ устраивается дружинами, однако он может быть проведен и отделом /представительством/, напр., в лагере отдела, или отдельной единицей с разрешения начальника отдела /представителя/.
б/ Устных испытаний по пунктам 1-4 программы КДВ;
в/ Состоянию курсантской тетради с записями и зарисовками;
г/ Испытаний по разрядам.
а/ Возраст не менее 13 лет;12.- Нормальная работа начальника отряда с отрядным советом /"звеном вожаков"/ включает в себя и функции КДВ. Даже если вожаки прошли КДВ, на сборах совета они будут дальше расширять свои знания и обогащать Опыт при помощи начальника отряда.
б/ Сданное Т.О., и III разряд;
в/ Хорошее разведческое поведение.
а/ Руководители получают прочную идеологическую подготовку, которая раскрывает им суть разведчества как этического движения;15.- Курсы БКС устраиваются начальником отдела под руководством Главной Квартиры.
б/ Руководители получают необходимые педагогические знания, в частности, о личности и развитии подростка, и о методике работы с различными возрастами, которые им раскрывают суть разведческой руководительской работы как научно обоснованной воспитательной творческой деятельности;
в/ На курсах руководители приучаются к самоконтролю, инициативе и постоянной работе над собой, причем от них ожидается максимальное напряжение духовных сил, воли, терпения и постоянства;
г/ Курсы воспитывают в руководителе самосознание принадлежности к руководительскому братству - ядру разведческого движения, а также высокую идейную жертвенность, которая будет отличать все его последующее руководительское служение.
а/ Курсы начальников отрядов /КНО/;Зарубежное рассеяние разведчества не дает практической возможности проведения всех этих курсов и в настоящее время все курсы начальников единиц проводятся как КНО.
б/ Курсы начальников стай /КНС/;
в/ Курсы начальников кругов /КНК/.
а/ Возраст не менее 17 лет;20.- Программа КНО содержит следующие темы:
б/ 1 разряд /который можно сдать в течение курса/;
в/ Знание устава и положений ОРЮР;
г/ Рекомендация непосредственного начальника с разъяснением, почему кандидат подает надежду в будущем стать руководителем и какая организационная необходимость требует его поступления на курсы.
а/ Скаутизм и разведчество. Биография Баден-Пауэлла. История возникновения скаутизма, история разведчества, важнейшие иностранные скаутские организации, международный скаутизм, идеологические основы скаутизма и разведчества: 4-6 лекций;Всего 34-53 лекций.
б/ Звеновая система, ее педагогическое и психологическое обоснование. Создание звена, вожак, должности в звене, звеновой дух, звеновые сборы, походы, лагеря и выступления: 4-5 лекций;
в/ Работа отряда. Что такое отряд и его задачи. Начальник отряда. Создание отряда. Совет отряда. Формы работы отряда: 3-4 лекций;
г/ Методика занятий. Как проводить сборы и походы в виде игр и упражнений, как проходить программу по разрядам и устраивать испытания по ним: 3-3 лекций;
д/ Лагерное дело. Подготовка, постановка, организация и проведение лагеря: 3-4 лекций;
е/ Методика национального воспитания. Ее необходимость и задачи. Материал национального воспитания. Комплексный метод национального воспитания: 3-6 лекций;
ж/ Молодежь на родине. Положение детей и юношества в СССР - в семье, школе, в сфере влияния партии и государства. Пионеры и комсомол: 3-6 лекций;
з/ Волчата. Характеристика возраста - физическая и психологическая. Английская и польская системы. Драматизованные игры. Организация стаи и работа ее. Волчатник и его работа: 4-6 лекций;
и/ Символика. Воспитательное значение символики. Символы. Стили символики. Символика декоративная. Церемонии и традиции: 8-3 лекций; Костры. Проведение лагерных костров. Их оформление, тематика: 2-3 лекций; к/ Игры. Принцип организации игр. 100 игр - комнатных, полевых, лесных: 2-4 лекций;
л/ Администрация. Составление служебных бумаг - писем, отчетов, приказов и т.п.: 2-3 лекций.
а/ Религиозное воспитание;21.- В случае надобности в программу КНО можно включить лекции по:
б/ Спорт и физическое воспитание;
в/ Гигиену.
а/ Работе с одиночками;22.- Помимо тем КНО, на курсе углубляется материал 1 разряда.
б/ Работе с витязями.
а/ По звеновой системе: составление планов и программ работы звена, звеновых сборов и т. д. Проведение показных сборов курсантами/надо стремиться к привлечению разведчиков на показные сборы/. Походы по звеньям.24.- Короткая продолжительность КНО не позволяет во время самого курса дать курсантам обширные знания. Поэтому важно, чтобы, курсанты с курса вынесли правильное представление о том, что должен знать руководитель, и как он ведет работу, а также желание и умение свои руководительские знания после курса постоянно обогащать.
б/ По работе отряда: практические занятия того же рода - сбор, поход отряда и т.д.
в/ По методике занятий: Показные сборы. г/По лагерному делу: разведка, выбор места лагеря, план подготовки лагеря, постановки, программы лагеря, рисунки лагерных построек. Постановка лагеря курсантами. Дежурство курсантов по лагерю. д/ По методике национального воспитания: составление программы занятий по национальному воспитанию с отрядом, звеном. Показные сборы, костры, беседы.
е/ По символике: рисование символов, гербов, придумывание традиций, церемоний, участие в лагерных церемониях. ж/ По кострам: составление программы и проведение костров разного типа и на разные темы.
з/ По играм: игры на практике.
и/ По волчатам: составление программ сборов стаи на темы разных циклов, драматизованных игр, показные сборы /с привлечением волчат/. и/ По администрации: составление разных служебных бумаг.
а/ Возраст не менее 20 лет /в виде исключения для особо способных курсантов - 19 лет/;36.- Программа КДР содержит следующие темы:
б/ Оконченный КНО /исключение допускается для руководителей на деле доказавших свой руководительский опыт и знания, соответствующие уровню КНО/;
в/ 1 разряд;
г/ Звание не ниже штаб-инструктора и не менее года активной руководительской работы;
д/ Рекомендация непосредственного начальника с характеристикой;
а/ Скаутизм и разведчество: расширенный материал темы КНО - 4-6 л.всего - 40-63 лекций.
б/ Обзор истории педагогики - 4-6 лекций;
в/ Психология детства. Развитие человека до 25 лет - 4-6 лекций;
г/ Методика. Педагогика скаутизма, выведенная из его практики - 3-5 л.
д/ Руководитель. Качества, задачи, проблемы, подготовка руководителя - 3-5 лекций;
е/ Идеология разведчества. Основы этики скаутизма. Взгляд разведчества на мир, на человека и общество. Россия и мы - 4-6 лекций;
ж/ Организация работы. Общие принципы организации работы. Организация работы в дружине, отделе, на курсе - 3-5 лекций;
з/ Пропаганда. Принципы, формы и приемы. Планирование и руководство - 4-6 лекций;
и/ Религиозное воспитание - 3-4 лекций,
и/ Молодежь на родине. Расширенный материал КНО - 3-6 лекций;
к/ Витязи. Характеристика возраста. Задачи, методы работы круга -2-4 Л
л/ Одиночки. Методика работы с одиночками, программы, организация - 3-5 лекций;
а/ По организации работы: составление планов и программ работы;33.- Помимо указанных тем, на КДР проходится материал для совершенствования курсантов в познании природы и умении жить на лоне природы.
б/ По пропаганде: устные выступления, дискуссии с распределением ролей, составление текстов письменной пропаганды, планов и программ пропагандных выступлений;
в/ По религиозному воспитанию: беседы на религиозные темы;
г/ По витязям: показные сборы;
д/ По одиночкам: составление писем одиночкам, планов работы.
2/ Из приказа Старшего Скаутмастера № 71
/21 декабря 1958 г./
Призываю Круг БКС в течение юбилейного года повысить свою активность,
собрать выпускников и слушателей разных руководительских курсов, которые
в последние годы были проведены в нашей организации. Работа круга БКС,
его местных групп, очень нужна для повышения качества нашего руководительского
состава, для улучшения всей нашей работы, для усовершенствования руководительской
подготовки. Отмечая значение круга БКС, я хочу напомнить, что у него совершенно
особое место и его нельзя смешивать с кругами витязей и дружинниц. Руководитель
может состоять в круге витязей, однако круг БКС - исключительно руководительский
круг. В нем состоят руководители, ведущие руководительскую работу, и кроме
того, кончившие или проходящие /например, заочно/ один из руководительских
курсов. Разъясняю для нужд местных групп. Круга БКС, что человеку, кончившему
курсы, но не ведущему руководительской работы, равно как и активному руководителю,
не желающему заниматься на курсах, - не может быть места в круге БКС. Круг
БКС по замыслу должен быть мозгом и сердцем нашего братства, именно поэтому
необходимо к его членам предъявлять высокие требования.
"Вы, строевые руководители, стоите в первом ряду. У вас самая
замечательная должность - прямое воспитание волчат, разведчиков и витязей
- задача, которая единственно и оправдывает существование нашего движения.
Вам оказывается самое большое доверие в скаутизме. Но не дружина принадлежит
вам, а вы принадлежите дружине. Не упускайте ни одного случая, чтобы увеличить
возможность вести свою работу. Смотрите широко и передайте своим мальчикам
такой же широкий горизонт, и в конце концов, вам не будет за них стыдно,
когда они найдут себе место в мире.
Приходилось ли вам видеть, как на сборе старых скаутов сегодняшние
ровера толпятся вокруг своей бывшей волчатницы? Она стала как будто более
седой и те, кто были детьми десять лет тому назад, могли бы ее поднять
и носить по штаб-квартире, но она улыбается им все той же улыбкой. Приходилось
ли вам видеть взрослых парней, возвращающихся с войны, как они открыто
смотрят в глаза своему старому руководителю и сжимают его левую руку, а
он гордится ими. Знаете ли вы, какая честь заслужить благодарность родителей
ваших мальчиков?"
Английский скм. Тэд Нит.
а/ Я произвожу вожаков с небольшой церемонией, так что их положение получает общее признание.2/"Вожаки - это воспитуемые мальчики, а не всегда подготовленные вожди". Разъясните эту мысль и опишите, как вы подготовляете своих вожаков.
б/ Я регулярно собираю совет отряда, в котором вожаки свободно обмениваются идеями и мыслями.
в/ Я буду осведомлять вожаков о работе отряда /не обязательно во всех подробностях/ и этим облегчу им руководство звеньями.
г/ Я буду особо заниматься с вожаками и на совете отряда буду им давать идеи для лучшей организации их звеньев.
д/ Я сделаю вожаков главными связными между руководителем и звеном /напр., объясняя через них звену новые игры, в которых оно выступает целиком/.
е/ Я проявлю искренний и личный интерес к развитию вожака и его звена.
а/ летний лагерь; д/ ручной труд;4/ Опишите подготовку совместного сбора отряда со стаей, включающего церемонию перевода волчат в разведчики. Кто организует такой сбор? Дайте подробности подготовки, которые вы считаете а/ необходимыми, б/желательными, касающимися роли отряда в проведении церемонии. Какова ее задача?
б/ отрядный сбор; е/ джембори;
в/ дружинное выступление; ж/ полевые игры;
г/ звеновые экспедиции;
з/ походы. Перечислите эти виды работы в порядке их важности для ознакомления мальчика со скаутингом и напишите, в чем вы видите особую ценность каждого из них.
А/ Разрешается ли /и в каких случаях/ скаутам "автостопировать"?II-ая группа вопросов.
Б/ Каковы функции Интернационального Бюро? Кто им руководит? От кого оно получает инструкции по вопросам своей общей политики?
В/ Какие специальности необходимо иметь для звания Королевского скаута?
Г/ Чья задача сформировать дружинный комитет? Имеет ли он право назначать или увольнять его членов, не запрашивая никого другого?
Д/ Требуется ли от члена скаутского движения вера в личного Бога?III-ья группа вопросов.
Е/ Может ли мальчик сдавать часть 1 разряда, не имея еще II разряда?
Ж/ Следует ли волчонку дать дружинный платок при переводе его в разведчики?
3/ Правильно ли предлагать незрелому и неопытному мальчику руководящую должность в скаутинге?
И/ Считаете ли вы подъем и спуск флага существенной частью еженедельного отрядного сбора?
обучение,Покажите, как в подготовке к лагерю участвует совет отряда, совет дружины, дружинный комитет и.опекун /если он есть/. Как вы относитесь к схеме "Лагерные нормы"?
выбор места,
хозяйство,
администрация /формуляры и т.д./,
снабжение.
И/ Какова задача религиозного сбора?Примечания о практической части курса.
К/ Как наш основатель описал скаутский салют?
Л/ В какой обстановке вы почувствуете себя в праве просить дружинный комитет о помощи в снаряжении одного из ваших скаутов?
М/ Как надо пользоваться инвентаризацией дружинного имущества?
Н/ Какое преимущество имеем мы от "Исключения от лагерного контроля", которым не могут пользоваться не скауты?