Журнал "ОПЫТ" № 15 (1952г.)
РОСТ ВШИРЬ
Работа руководителя - это не широкая общественная деятельность,
вернее не только общественная работа, а в первую очередь воспитательная
деятельность, работа с самими детьми. Конечно, это все руководители прекрасно
знают, но на практике это выходит иначе.
Сами разведчики, их звенья, походы, лагеря и состязания - вот
что является центром и сутью разведчества, а у многих это стало лишь декорацией,
на фоне которой молодой человек, называющий себя руководителем, занимается
общественной деятельностью. Он от имени молодежи выступает в широкой и
иногда, не лишенной болотного запаха, эмигрантской общественности, щеголяет
своей формой, приобретает имя в обществе. Все это имеет и хорошие стороны,
даже бывает полезно делу, но...
Дело в том, что мы в первую очередь - организация воспитательная.
Помимо внешнего блеска, помимо этой внешней работы, за которую руководитель
получит, может быть, признание от широкой общественности, должна быть у
руководителя вдумчивая и серьезная педагогическая деятельность, которую
обыкновенно общество и даже родители разведчиков не замечают, не ценят
и если что, то только критикуют.
Ценно, когда руководитель с удовлетворением отмечает положительные
черточки своего влияния на разведчика. Пускай это будут небольшие достижения!
Если руководители добьётся у разведчика любви к чтению чувства сострадания
пли привьет разведчику любовь к природе или интерес к культурным ценностям
России и т.п., не говоря о большем, то и это уже можно отметить как положительную
к нужную педагогическую деятельность руководителя.
За последнее время у нас, стараниями старших руководителей(Старого
Волка, Жука, Акелы и др.) приобретен глубокий подход к теоретическим вопросам
воспитания. Вопросы религиозные, национальной педагогики, общепедагогическая
устремленность подвержены анализу, что и отражается на страницах "Опыта".
Есть боязнь, что мы слишком углубимся в теоретические рассуждения, сделаемся
сухими и академическими теоретиками.
Таким образом, если нашу направленность на теоретический вопрос
воспитания и педагогики можно назвать ростом вглубь, а наше, довольно высокое
место в общественности можно обозначить ростом вверх, то нам в особенности
надо обратить внимание на рост вширь. Под этим я подразумеваю скаутскую
внутреннюю работу. Это организация игр и состязаний, практические предложения
ручного труда, программы интересных звеновых, отрядных и дружинных сборов
и т.п. Ошибочно, по-моему, создавшееся мнение, что в этой области нам особенно
нечего думать, так как есть большой опыт, еще переданный нам Баден-Пауэллом,
а потом опытом наших старых руководителей. Давно уже приемы "ортодоксального
скаутизма" превратились в шаблон, а жизнь требует всегда свежих идей и
разнообразия. Недавно на одном сборе руководителей в Аргентине обсуждались
вопросы работы отрядов. Одна из руководительниц высказала такое мнение:"Многое
у нас уже наскучило и мне, и разведчицам, нужно что-то новое, свежее, но
я не могу ничего придумать, у маня мало фантазии!" Она осознала, что много
у нас превратилось в шаблон, выученный на курсах, многое из переданного
опыта устарело (детей иногда не интересует то, что интересовало детей Баден-Пауэлла
или О.И.Пантюхова) Задача руководителей сводится к поискам в области практики
новых приемов и содержаний наших сборов, используя общие педагогические
приёмы разведчества, оправдавшие себя на практике.
Не изменяя методических принципов, нужно давать идеи и в этом
отношении должен помочь "Опыт". Руководители, которые вносят что-то новое,
свое в сборы (а это должны бы были делать все руководители) должны делиться
своим опытом. "Опыт" должен был бы обогатиться набросками сборов, идеями
по ручному труду, идеями препятствий для походов и состязаний. И это я
называю условно ростом вширь!
Один из вопросов практики - это ручной труд. На звеновых и отрядных
сборах почему-то именно ручной труд у многих руководителей сдан "в архив
за ненадобностью". В этом номере, помимо общих педагогических вопросов
и иного материала, я поднял вопрос и ручного труда. Я буду очень огорчен,
если зная этот вопрос руководители ответят полным равнодушием и молчанием.
Итак, в заключение, хочется еще раз отметить, что ОРЮР если
и вырос за последние годы ввысь, заслужил известное место и доверие
в обществе, если идеологическими и методическими исканиями дана нашей работе
база, глубина, то для жизни организации нужно расширение нашего опыта -
рост вширь!
скм. Игорь Шмитов
ИДЕОЛОГИЯ
СКАУТИЗМ И РЕЛИГИЯ
"Мы уводим разведчиков в леса и поля, знакомим с природой, ее чудесными
законами, находящими свое выражение в жизни зверей и растений, их эстетическим
совершенством, помогая им через это подняться до Господа нашего И Творца..."
Лорд Баден-Пауэлл.
"На вопрос одного разведчика, что ему делать, если к нему в
звено захочет поступить мальчик, незнакомый с религией, епископ Михаил
Сант-Албанский сказал: "Если ты хороший баптист, то сделай и из него хорошего
баптиста".
Проблема взаимоотношений скаутизма и религии вызвала в нашем
... религиозной разрозненности и даже воинствующего безбожия много различных
нападок и кривотолков. Так, неверующие круги упрекали скаутизм в клерикализме,
мракобесии, неуместном идеализме. Некоторые христиане нападали на скаутизм
за его антицерковность, склонность к пантеизму. Отдельные магометане и
иудаисты обвиняли скаутизм наоборот в безмерном пристрастии к христианству.
Третьи утверждали, что скаутизм подмена религии некой еретической идеологией:
четвертые, что скаутизм является всего лишь воспитательной системой (методикой),
за которой скрывается неизбежная религиозная пустота секуляризированной
педагогики. Нам думается, что все эти обвинения основаны на недопонимании
замысла Баден-Пауэлла. Сама противоречивость этих обвинений говорит о их
несостоятельности. Однако непонимание замысла скаутизма приводит зачастую
не только к его критике, но и к искажениям в работе и жизни скаутизма,
делающим такую критику оправданной. Это заставляет нас остановиться на
этом серьезном вопросе.
Баден-Пауэллу был свойственен определенный эстетизм простоты,
выражавшийся в тяге к природе, вообще ко всему естественному и здоровому.
Он приветствует и включает в свою воспитательную систему только еще зарождавшиеся
туризм и спорт. Баден-Пауэлл не был типичным интеллектуалом - в этом аспекте
он стремился к английскому "коммон сенс" (здравому рассудку). Его идеалом
являлся телесно и душевно здоровый юноша. Идея рыцарства связывает эстетику
с этикой, с нравственным миром, нашедшим свое отражение в скаутских законах,
замысленных, как изложение в наиболее простой и ясной форме в соответствии
с возрастным восприятием основных норм естественного права, Баден-Пауэлл
был скорее практиком, чем теоретиком, скорее деятелем, чем созерцателем.
Этика и эстетика были для него не столько идеями; сколько формами активности,
стилем жизни. Вольная военная школа заставила Баден-Пауэлла рассматривать
жизнь, как борьбу, а подготовку к ней, как игру (военная традиция маневров;
термин "большая игра" употребляется сильно повлиявшим на Баден-Пауэлла
Р. Киплингом) - в этом его основная педагогическая идея. Но и сама жизнь,
из игры переходящая в борьбу, ее форма - стиль (для него очень характерно
английское понятие "фейр плей") дают уже то наднравственное начало, которое
открывается в первом законе, утверждающей наличие надличной и надобщественной
абсолютной ценности: "Разведчик верен Богу..." Однако слово "Бог" настолько
широко, настолько по-разному понимается и исповедуется, что его произнесение
еще не значит введение скаутизма в какой-то определенный религиозный мир,
а только как бы указание направленности на него. Кажется, будто Баден-Пауэлл
занес ногу над порогом этого мира, нога эта неминуемо должна опуститься
по ту сторону порога, но не опускается, как бы оставаясь висеть в воздухе.
Вместе с тем, лично для себя, Баден-Пауэлл этот шаг сделал -
он был верующим, христианином и верным сыном английской епископальной церкви.
Быть может именно поэтому он глубоко прочувствовал идею свободы
и терпимости, противополагаемые узости и фанатизму, исходя из которых он
искал платформу, на которой с одной стороны могла бы сотрудничать
молодежь различных вероисповеданий, с другой же стороны не исключающая
участие молодежи, равнодушно
относящейся к религии, которая постепенно подводилась бы к вере,
не отталкиваясь конфессиональной узостью. Но из этой же идеи свободы и
терпимости вытекает идея автономии и инициативы, открывающая путь, не отрицая
общей платформы,
по-своему завершать его в своей среде, ища религиозных глубин,
причащаясь своим национально-религиозным формам церковности. Так открывается
для отдельных скаутских соединений путь полноценной внутренней религиозной
жизни, не нарушающий, а восполняющий и обогащающий все скаутское братство,
связанное между собой общим стилем жизни, едиными нравственными нормами
и общим признанием примата высших ценностей. В этом отношении скаутизм
шире экуменического движения (неограничиваясь христианскими вероисповеданиями)
и глубже оксфордского движения морального перевооружения (не исключением,
а включением полноты церковности).
У нас две больших задачи в международном плане: акцентуация
связывающих, а не разъединяющих нас ... моментов, искания общения в любви,
углубления связи и сотрудничества. Этот момент имеет для нас, россиян,
особое значение в связи с многонародностью и вероисповеднической пестротой
нашей родины. С другой стороны, в наших православных единицах нам следует
искать истинно православных педагогических путей, углубления нашей церковности,
укоренения в церкви всей нашей работы и творчества, поиски самобытных путей
религиозного воспитания и нахождения религиозного подхода к центру человеческой
личности, к его духовной сущности через православную антропологию. В широте
и глубине, в их синтетическом сочетании и лежит, по нашему убеждению, разрешение
поставленной нами проблемы.
Акела .
О ТРУДЕ
"И в поте лица будешь добывать хлеб свой..." - слова эти, сказанные
в связи с изгнанием из рая, заставляют представлять себе работу, как следствие
греха, как наказание и проклятие. Будет человек изнывая от жары заскорузлыми
руками копать землю, будет в засаленном комбинезоне под рокот машин завинчивать
гайки. И все это за кусок хлеба, из-за животного желания сохранить
плотскую жизнь.
Работа - есть результат действия машины. Ее можно выразить следующей
физической формулировкой: работа - это произведение силы на расстояние.
Работать как машина, как робот человек действительно может только утеряв
свое богоподобие.
Другой полюс - это творчество. Творчество божественно. Бог изначала
творец, первотворец и абсолютный творец. Мироздание - апофеоз творчества,
творчества абсолютного, ибо мир создан из ничто. Вне Бога нету творчества,
ибо псевдотворчество царства сатаны стремится к разрушению, небытию, а
творчество созидает и оно глубоко бытийно по своей природе. Дух стремится к творчеству, ибо оно для него жизнь,
путь и реализации. Дух питается светом царствия божьего, дышит свободой
и рождает творчество. В творчестве раскрывается богоподобие личности.
В результате грехопадения божественное начало в нас не упразднено,
а только затмено, оттеснено, потускнело. Поэтому земной путь человека -
это скованность работой и тоска по подлинному творчеству. Подлинно человеческим
на земле является труд, как восхождение, от работы к творчеству, это широкая
гамма от изнурительной механики конвейера, в которой гаснут скупые искры
духа до творческой боговдохновленности поэта, скованного еще, однако, механической
техникой работы.
Разведчество полно любви к труду, зовет к нему, называет свой
воспитательный метод "трудовой школой". В труде, в восхождении качественности
труда, т.е. в его большем осмыслении, ... и одухотворении мы видим один
из основных путей нашей разведки. С ростом качественности труда растет
и удовлетворение от него (растет и ответственность, от которой мы не бежим,
а которую принимаем с радостью и смирением), растет само Я, все более раскрываясь,
осуществляя самое себя, отдавая, рождая и этим обогащаясь, приближаясь
к создателю, очищая свое затмленное богоподобие через собственные усилия
и благодатную помощь свыше, готовя себя для царствия божия. Итак, после
грехопадения человеку дан труд, как наказание, но в нем же через творчество
дано спасение и благодать.
Акела.
В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ
ОДИН СБОР
Подготовка была сделана заранее. На столе лежал опросник с очень
тяжелыми вопросами по русской литературе и искусству, например:
Кто написал комедию "Свои люди - сочтемся"? Что нарисовал художник
Суриков?
Кто создал статую Петра Великого, названную Пушкиным"Медный
всадник"?
У дивана лежала разбитая граммофонная пластинка, а около нее,
подозрительно, лист белой бумаги. Если его перевернуть, то ясно виден след
человека, который, вероятно, поскользнулся и выронил пластинку. С книжной
полки сброшено было несколько книг: "История России", пьесы Островского
(первая из них "Свои люди - сочтемся", "История русского искусства" и т.п.,
дающие сами ответ на опросник. При входе у вешалки "случайно" упало на
пол пальто.
Шумно ворвалась толпа разведчиков (возраст 13-15 лет), которым
заранее было указано собраться на сбор на одной из ближайших площадей и
где им одним витязем было передано легко зашифрованное письмо:"Идти в штаб-квартиру",
(была идея дать это письмо в виде узлов, связанных на посохе, причем плоский
узел должен был обозначать точку, выпуклый обозначал бы тире, а разные
расстояния между узлами указывали бы на конец буквы и на конец слова, однако,
эта идея была признана сложной для наших разведчиков и могла бы их долго
задержать). Итак, шумящая ватага ворвалась в штаб-квартиру, все весьма
ловко перешагнули через лежавшее на поду пальто, а кто-то услужливо задвинул
ногой разбитую пластинку под диван. Минут через пятнадцать я с одним, бывшим
участником Белого движения вошел в штаб-квартиру. Поздоровавшись, мы с
разведчиками спели "Будь готов!", как это делали всегда, и я представил
им участника Белого движения, который рассказал нам очень живо эпизод из
гражданской войны (в прошлый сбор как раз один из ст. разведчиков рассказал,
что он прочел книгу Краснова "От двуглазого орла к красному знамени" и
я уже немного рассказал им о гражданской войне). Как иллюстрацию мы показали
погоны и несколько зарисовок форм русской царской армии. А для сравнения
я принес им свои зарисовки современной формы советского офицера, зарисовки
погон и знаков отличия. Это ребят очень заинтересовало. После этого я задал
разведчикам следующие вопросы:
1. |
Не было ли вами найдено что-либо в штаб-квартире, что показалось вам
странным или такое, чтобы могло вас заинтересовать?
Полное молчание... Тогда |
2. |
Можете ли вы ответить на вопросы, написанные на этом листе
бумаги на столе? |
3. |
Кто разбил пластинку? (Послышались голоса:"Не я!") Меня поразила полная
нерасторопность наших разведчиков, хорошо |
ориентирующихся на природе, в такой комнатной разведке им пришлось просто
все подсказывать и тогда они с трудом догадывались, что от них хотят.
У меня про запас было еще одно задание. Я вынул незаметно из
портфеля и положил на стол: мой месячный билет на поезд, расписание поездов,
автобусный билет, на котором я приехал (с номером линии) и рядом положил
пакет, на котором был указан адрес магазина, где я покупал бумагу и конверты
для писем, затем я неожиданно задал вопрос:
- Как я сюда приехал и где я был, если сбор начался в 3 часа
дня, а я кончил работу в половине второго?
В этот раз результат разведки был много лучше. Сыграв еще "Цепь
городов" мы закончили сбор.
Веревкин.
РУЧНОЙ ТРУД
Общие мысли
Мне кажется, что излишне говорить о пользе ручного труда, о
его значении; об этом уже все мы слышали. Важнее в данную минуту дать практические
советы, а еще, может быть, важнее, приучить братьев-руководителей
направлять свою творческую мысль и по этому руслу. Не брезгать! Да, но
позвольте - инструменты, материалы, всего этого нет, где же это приобрести.
Все это сложно! Да, всего этого действительно еще нет, еще никто это не
преподнес нам это на "блюдечке с синей каемочкой", но кое-что все-таки
есть! У Коли есть плоскогубцы, у Пети лобзик и молоток, а у Вани, смотришь,
и пила нашлась, а там появились и ножницы, и клей, и все требуемое для "маленькой
мастерской" в штаб-квартире.
Но для того чтобы все это содержалось в порядке, нужен и постоянный
надзор, и для этого мы назначим Ваню "заведующим". Он смотрит за инструментами
и бережет весь материал (картон, цветную бумагу, кожу, шнуры, прутья, фанеру,
доски и т.п.)
Да, возразит мне бойкий оппонент-руководитель, но у нас и так
мало времени, для специальных сборов по ручному труду не останется времени.
А почему сам ручной труд не может лечь в центр нашего сбора?
Может! Ведь если все сидят и что-то мастерят, можно им рассказать
что-либо, даже занимательную книжку читать. Самое главное, чтобы ребята
заинтересовались, пробудить у них желание к ручному труду. Можно усилить
интерес разведчиков, создав цель - скажем, подготовка экспонатов к выставке,
или создать индивидуальные и звеновые состязания по ручному труду.
Итак, можно мастерить из:
1. |
Бумаги и картона; |
2. |
Кожи, кожаных и других шнуров (цветной проволоки, ниток и т.д., |
3. |
Дерева и фанеры; |
4. |
Древесной коры, палочек, прутиков и соломы; |
5. |
Жести |
6. |
Глины и пластилина (воска) |
7. |
Всех вышеуказанных материалов модели с электрической проводкой, аэромодели
и т.п. |
Кажется, придумать можно много и именно интересен был бы для руководителей
обмен опытом как в отношении видов мастерства, так и отдельных работ. Кроме
того, во многих странах по этим вопросам можно достать литературу (в Соединенных
Штатах) и здесь интересно было бы не слепо подражать чужим идеям, а перерабатывать
и применять их к нашим возможностям. Важно начать! Важно, чтобы в наших
изданиях появлялись идеи по ручному труду, важно постепенно создавать богатый
материал, полный всевозможных практических примеров по ручному труду, а
не ограничиваться, как это было до сих пор, платоническими пожеланиями
"хорошо было бы начать, да..."
Материал и идеи для ручного труда
Не претендуя ни на большую оригинальность, ни, конечно, на полноту,
я хотел бы, чтобы руководители не только дополнили мои предложения, но
и подвергли критике и дали свои практические замечания и добавления.
1. Бумага и картон
Это один из самых удобных материалов для ручного труда. Большое
преимущество еще и в том, что на бумаге легко рисуется и это сильно украшает
и придает ценность ручной работе. Можно, к примеру, из картона вырезать
рамку, затем из голубой бумаги (картона) сделать на некотором расстоянии
фон, на перед котором прикрепить на твердой бумаге нарисованный и вырезанный
силуэтом Кремль.
Это самый легкий вид макета. Более сложный вид такой работы
- это целая сценка, сделанная на тему или исторического события (смерть
Вещего Олега), или какой-либо сказки ("Золотой Петушок", Сказка о Рыбаке
и рыбке") и т.п., в зависимости от талантливости и фантазии. В Буэнос-Айресе
одна из разведчиц сделала, например, такой макет, скопировав известную
картину Васнецова "Три богатыря". Мы также сделали небольшую модель иконостаса
с открывающимися царскими и боковыми вратами. Для этого были и у нашего
священника на консультации. Теперь у нас есть "учебный" иконостас.
Из бумаги можно сделать даже модель лагеря. На листе зеленой
бумаги (есть даже и специальная бумага, имитирующая траву).
2. Кожа.
Из кожи можно сделать вкладку и обертку для книги. Очень хорошо
получается, если кожу прошнуровать еще цветным кожаным шнуром. Кожа также
очень хорошо поддается выжиганию иглой (есть даже специальные аппараты).
Если из прутиков сделать рамку и взять кусок тонкой кожи, то
на ней можно выжечь законы, Торжественное Обещание или дорожные знаки,
мор... и т.п., а потом натянуть ее на подготовленную рамку. (Рис. 2).
Плетение из шнурков кожи также может быть очень интересным.
Из них можно сделать искусным узором закладку в книгу.
Из цветной кожи можно, как и из цветной бумаги, составить целый
рисунок. У нас, например, некоторые разведческие знаки (КНО,КДР) вырезаются
и склеиваются из цветной кожи (по системе скаутмастеров М. и Г. Лукиных).
Из кожи можно самодельно сделать кошельки для мелких монет (рис.
3)
Я знал еще в Югославии разведчиков 12-13 лет, умевших в лагере
сшить себе самостоятельно мокасины.
Из цветной проволоки помимо тюрбан... для косынок, можно сделать
фигурки людей, обматывая цветную проволоку вокруг заранее сделанного остова
из крепкой проволоки.
3. Дерево и фанера.
Дерево - это материал, дающий богатые возможности. Из досок
можно сделать мебель - скамейки, полочки, даже шкафчики и т.д. Из узких
планок можно состряпать рамки, из тонких досок - силуэты разведчиков и
т.п. Еще лучше выходят всякие ажурные вещи, выпиленные из фанеры. Дерево
можно также обжечь, покрыть специальной краской для дерева (байцем), лакировать
и полировать. По дереву можно резать узоры, однако, с этим всем нужно особо
познакомиться. Литературу на эту тему добыть не трудно. Опять-таки с ручным
трудом можно соединить доброе дело, если сделать звеном пару деревянных
простых игрушек для бедных детей. Из древесной коры, в особенности из березы,
мы в лагере в 1937 г. делали пояса, на ней же писали приглашения на званные
костры. Из коры выходят очень неплохие кольца для салфеток, ножны и всякого
рода корзиночки и коробочки.
Из прутиков, палочек можно сделать любые модели, в особенности
русской избы, русского кремля, сделанного срубом. Из них же делают почти
все лагерные модели. Солома сама служит богатым украшением, если ее нарезать
ровными пластинками и ею украсить под инкрустацию коробки, домики, декоративные
блюда, подносы и т.д. Солома красится, что придает ей колорит.
4. Жесть. Модели из жести более сложные и требует большего количества
инструментов и личных знаний. Из жести режут разведческие лилии и наконечники
для знамени и т.п.
5. Глина, пластилин и воск (гипс).
Из них можно вылепить фигуры, модели (кухонь и т.п.), но в особенности
этот материал употребляется в сочетании с другими (модель лагеря -
рельефная карта).
Модели могут быть самые разнообразные - модели лодок или пароходов,
модели лагерных объектов, вплоть до автомоделей (область очень интересная,
но требующая особых солидных знаний). В моделях применяются самые разно...(несколько
слов отсутствуют)
Ч.О.
ВЫСТАВКА
В нашей практике было еще очень мало разведческих выставок, где
ручной труд должен быть как бы зеркалом работы. Само устройство и организация
выставки и художественное ее оформление - это тема, которая также должна
была бы быть затронута, ибо она могла бы многим помочь руководителю-организатору.
Но это скорее вопрос технически-пропагандный. Я же хочу поделиться некоторыми
экспонатами нашей выставки и Буэнос-Айресе (приуроченной к 3-х летию работы
ОРЮР в Аргентине) и не ради хвастовства, а чтобы дать идеи ручного труда.
Лучшим экспонатом витязей была признана резная икона Св. Георгия.
Ее оригинальность заключалась, еще в том, что к нижнему краю иконы была
приделана лампадка, которую держала толстая бронзовая проволока, имевшая
форму разведческой лилии. Интересным экспонатом был также "божок", сделанный
из узкого бревенчатого среза. По бокам "божка" были металлические трубки,
в которые был продет фитиль. Под "божком" был резервуар с керосином, в
который и входили фитили. Таким образом, по бокам "божка" горели факелы.
Оригинальна по своему замыслу была карта, сделанная разведчицей
(12 лет) под названием "Свет, воссиявший во тьме". Это были монастыри,
нарисованные на самодельной карте России с указаниями их достопримечательностей
и значения в русской истории.
Один из руководителей исполнил несколько экспонатов, из которых
интересно отметить
1. Модель ворот (10x15 см), стоящую на подставке из прутьев, в которую
была вставлена фотография дружины и...
2. Палатку-домик, а у него разведчик, сидящий на маленьком пне. У костра-пагоды,
который светился красным огнем маленькой батарейной лампочки. Сама батарейка
была в палатке. Модель 12x15 см.
Разведчицы дали ряд вышивок, кукол в костюмах разведческих,
боярских и т.п. Интересна была модель комнаты (из картонной коробки) или
штаб-квартиры: посредине стол, а около него 5 маленьких фигур в форме разведчиц
- это
сбор звена. Перед вожатой даже 3-й разряд в миниатюре.
Больше всего было моделей патентов лагерных объектов - кухонь,
типов палаток, костров, таблиц Морзе, узлов, знаков отличий, схем организации
и т.д.
Пожалуй, самыми оригинальными звеновыми экспонатами были две
коллективные работы звена "Амурский Тигр". Вылепленный из глины и облитый
гипсом, а затем разукрашенный броненосец, на котором прекрасно сделаны
все детали и гордо развивается Андреевский флаг. Прежде чем приняться за
работу, "амурцам" пришлось пересмотреть много фотографий и книг морских
кораблей и изучить их типы. Но "амурцам" (старшим разведчикам 15-16 лет)
принадлежал и еще один коллективной экспонат, вызвавший восторг у зрителей.
Это макет "За железным занавесом". В ящике (прибл. 50х30х30 см) был из
глины, гипса и угля сделан вход в каменноугольную) шахту. Справа вход,
слева в глубине на фоне пурпурного зарева виднеется виселица. На первом
плане стена какого-то здания с лозунгом "Спасибо т. Сталину за счастливую
жизнь". У стены глиняные фигурки в форме НКВД расстреливают заключенных.
Другая группа заключенных у входа в шахту толкает вагонетки. Вся передняя
часть ящика затянута колючей проволокой, сделанной из тонкой веревки, с
вышками из деревянных прутьев. А сама рама, через которую видна вся эта
пластическая картина, из картона, сделанного и загнутого как лист разорванного
железа. Макет внутри был освещен маленькими лампочками, закрытыми красной
прозрачной бумагой.
Воззвание
Взываю к тебе, о брат-руководитель, сойди со своего Олимпа и
удостой нас небольшой заметкой, письмом, статьей, дав свои предложения
по вопросу ручного труда или поделись теми идеями по этому вопросу, которые
ты где-либо видел или о которых ты прочел. Не нужно для этого ни литературного
таланта, ни особой музы! Нам нужно создать ряд разработанных примеров ручного
труда, а если каждый руководитель пришлет в сектор разведчиков хоть пару
примеров - мы обогатимся! С миру по нитке - голому рубашка!
Ч.О.
ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ
Дорогие руководительницы! Не чувствуете ли вы приближение Рождества? Мы
в Аргентине уже вытащили из сундуков и чемоданов зимовавшие там вентиляторы
и готовимся к увеличению электрических счетов. Становится жарко! Видом
снега и льда в это время могут у нас наслаждаться только счастливчики,
обладающие электрическими холодильниками. Но, холодно или жарко, а календарь
говорит, что нужно уже начинать готовиться к этому большому празднику.
Конечно, елку можно устроить и без особых забот и хлопот, накупив в магазине
елочных украшений. Но куда красивее и оригинальнее была бы елка в штаб-квартире,
украшенная игрушками, сделанными самими разведчицами! Изготовление таких
игрушек может очень разнообразить предпраздничные сборы девочек от самых
малых до самых больших. Поэтому мне хочется поделиться с вами некоторыми
идеями по приготовлению елочных игрушек.
Прежде всего нужно сделать самого настоящего деда Мороза! Для
этого лучше всего взять старую или в крайнем случае купить новую куклу
и одеть ее в вату. Для того чтобы придать вате желаемую форму, нужно мазать
ее кисточкой, макая кисточку в крахмальный клей. Для пробы хорошо сделать
небольшой шарик из ваты и обмазать его клеем. Вы увидите, как у вас под
пальцами вата сразу станет принимать форму! Для того чтобы как следует
одеть дедушку Мороза, нужно на куклу класть слои ваты так, чтобы они соответствовали
линиям его шубы. Особенно красиво можно сделать воротник и обшлага на рукавах.
На голову одевается "меховая" шапка, на лицо прикладываются усы, длинная
борода и густые белые брови и дед Мороз, захватив в одну руку мешок с подарками,
может отправляться на место - под елку!
Таким же способом из ваты можно сделать несколько грибов с красными
шапочками (когда клей засохнет, он очень легко поддается окраске), которые
будут очень весело выглядывать из под елки.
Из разноцветной бумаги можно сделать много красивых вещей -
цепи, корзиночки, фонарики! Эта работа несложная и может быть исполнена
самыми младшими. Цепи обыкновенно делаются из колец, которые, в свою очередь,
склеиваются из разноцветных кусочков бумаги приб. 1x10 см. Если взять кусок
бумаги, сложить его в длину один, два, три или четыре раза и надрезать
как показано на рис. 1 с двух сторон, то, развернув его, мы получите красивую
ажурную ленту, причем длина ее увеличится почти вдвое. (Между прочим такие
гирлянды можно употребить для украшения потолка для какого-нибудь праздника,
привесить их так, чтобы они садились в центре.) Сложив квадратный кусок
бумаги несколько раз. так, чтобы получился узкий треугольник и надрезав
его с обеих сторон, как показано на рис.2, можно сделать хорошенькую корзиночку,
которая тоже очень вытянется вниз, в особенности, если на дно положить
какой-нибудь небольшой груз. Склеив две такие корзиночки одну с другой
по самым широким краям, получите фонарик, который будет очень нарядно выглядеть
на елке.
...............................(далее трудно разобрать)
Зайка
М.И.Глинка (1804-1857)
......................(несколько строк неразборчиво).................................
Михаил Иванович Глинка родился в имении Новоспасском Смоленской
губернии. Раннее детство его проходило под присмотром бабушки, страшно
дрожащей над ним. Она чуть ли не круглый год держала его в своей спальне,
где было жарко и душно. Очень редко, и то только в самую теплую погоду
разрешалось ему выйти в сад. Миша был хилым и золотушным ребенком и потом
всю жизнь болел всевозможными действительными и воображаемыми болезнями.
Мимоза, называли его потом друзья.
После смерти бабушки Миша приобрел свободу. Но еще сидя наверху,
в бабушкином парнике, он стал проявлять большой интерес к звукам. Однажды,
вернувшись из церкви, под впечатлением колокольного звона, маленький Миша
устроил дома звон колоколов, употребив для этого тазы для варенья разного
калибра, издававшие различные звуки. Хотя эта "музыка" и не походила на
пение соловья, который запел при его рождении, но зато была громкая, на
весь дом!
Однажды, сидя в орешнике и слушая голоса птиц, Миша увидел недалеко
от себя крепостного мальчика Федюшу, замечательно подражавшего на берестяной
дудке пению птиц. Мальчики разговорились и Федюша показал Мише как нужно
играть на дудке. С этого дня мальчики подружились, как могли подружиться
крепостной и барский сын. Через некоторое время Мише удалось устроить Федюшу
в домашний оркестр своего дядюшки, жившего недалеко от поместья Глинок.
В 13 лет Миша уже играл на скрипке, на фортепиано и однажды
в ответ на замечание учителя рисования за невнимание ответил фразой, могущей
служить эпиграфом ко всей его жизни: "Музыка - душа моя". Музыка действительно
начинала занимать самое главное место в жизни, заполнив все его мысли и
заслонив собою все остальное.
На следующую зиму Мишу отвезли в Петербург, где поместили в
благородный пансион, в котором товарищами его были братья Тютчевы и Левушка
Пушкин, брат поэта, а гувернером - Вильгельм Карлович Кюхельбекер, приходившийся
ему дальним родственником. Здесь молодой Глинка берет уроки у известного
тогда пианиста и педагога Джона Фильда, а также у Карла Майера. В этот
отрезок жизни, лежащий между окончанием пансиона и первой поездкой за границу,
Глинка начинает писать романсы. Самый известный из этих первых романсов
Глинки "Не искушай" на слова Баратынского, а также "Не пой, красавица,
при мне" на слова Пушкина. Позже Глинкой были написано много других романсов,
из которых самой большой известностью пользуются "Я помню чудное мгновенье"
на слова Пушкина, "Колыбельная", "Жаворонок", "Сомнение".
Во время поездки на Иматру Глинка запомнил своеобразный мотив,
который напевал извозчик-финн и эта тема впоследствии послужила ему основой
для баллады финна в опере "Руслан и Людмила".
В 1830 г. Глинка выехал в Италию, которая очаровала молодого
путешественника. Здесь он знакомится с Мендельсоном, с французским композитором
Берлиозом. Из Италии он уезжает в Вену и затем в Баден, на воды. Там ему
впервые приходит в голову мелодия, из которой потом вышел "Краковяк", а
немного позже, в Берлине, тоскуя по родине, он сочиняет мелодию, выросшую
потом в арию мальчика-сироты Вани "Как мать убили (Жизнь за царя"). В Берлине
Глинка берет уроки у педагога Дена, которой дает ему основательные теоретические
познания. Там же у Глинки возникает мысль написать оперу, совершенно национальную
и по сюжету, и по музыке. Сюжет дает ему уже в Петербурге Жуковский, слова
же пишет барон Розен, так как Жуковский, обремененный придворной службой,
отказывается. Этот барон Розен доводил иногда Глинку до отчаяния, сочиняя
стихи в роде "Так ты, для земного житья, грядущая женка моя"! На возражения
Глинки он отвечал: "Ви не понимает! Это сами лючший поэзия!" Наконец, опера
была закончена и принята в репертуар императорских театров. 27 ноября 1936
г. состоялась премьера, которая была для Глинки полным триумфом.
Вскоре после премьеры на обеде у Всеволожского Глинку чествовали
его друзья. Вяземский, Ви...льгорски, Жуковский и Пушкин сочинили каждый
по куплету. Куплет Пушкин особенно известен: "Пой в восторге русски хор,
вышла новая ...! Веселися, Русь! На Глинке уж не глинка, а фар..!" В 1835
г. после окончания "Жизни за царя" Глинка начал работать над новой оперой
по сказке Пушкина "Руслан, и Людмила". К весне 1841 г. она была закончена.
"Руслана..." справедливо можно назвать апогеем творчества Глинки. Премьера
состоялась в 1842 г. Глинка понимал, что сотворил что-то необыкновенное,
что лучше этого ему уже не написать, но современниками опера понята не
была. Однако она выдержала 32 спектакля в течение сезона, после чего надолго
была сдана в архив.
Вскоре Глинка уезжает в Испанию, где пишет замечательную "Арагонскую
Хоту". Он первый из композиторов, прикоснувшихся к сокровищнице испанской
народной музыки, претворил ее в симфонические произведения. В Мадриде к
нему привязался бедный студент Педро Фернандес, который потом неотлучно сопровождает Глинку повсюду в качестве друга
и секретаря.
Опять вернувшись в Россию, Глинка, отяжелев и еще более ослабев
от болезней всегда_мучивших его, ведет более спокойный образ жизни. Возится
с племянницей, музицирует с Серовым, Стасовым и Даргомыжским. Работает
мало, мешает плохое здоровье и постоянные нападки критиков, и "друзей".
Опера "Двумужница" и симфония "Тарас Бульба" так и остались незаконченными,
а ноты были впоследствии сожжены?
Глинку снова потянуло за границу. Вернуться от туда ему уже
не пришлось. Михаил Иванович Глинка скончался в Берлине в 1857 г.
В заключение можно повторить слова одного из знатоков музыки
современника Глинки:
"До Глинки разработка русского стиля походила на лубочную карикатуру.
По-моему, Глинка первый окунулся вглубь океана русской радости, русского
горя, русской жизни.
Он гениален, но заметьте, что делает его более ценным, это то,
что у него никогда не было няньки в искусстве. Он воспитал себя сам".
З.Ш.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Этот отдел в "Опыте" необходим, руководитель не смеет и не может
останавливаться в своем развитии, а для этого нужно читать, много читать.
Мы предлагаем в отделе "Книжная полка" указывать постоянно на книги, нужные
в нашей работе, указывая, где их можно приобрести и где изданы, а также
давать рецензию на книгу.
"Русская Литература", Иван Тхоржевский, издание
"Возрождение", Париж, 1950 г.
Эта книга не является учебником по русской литературе, для этого
в ней мало педагогического разбора произведений и авторов, мало систематического
анализа. Но зато в очень живых очерках охвачена вся русская литература
от древних летописей до литературы невозвращенца (Кравченко, Максимов ,
Елагин) с одной стороны и современных советских писателей (Пришвин, Симонов,
Попова и др.). В этом труде, занимающем более... (неразборчиво)
страниц, даны не только, иногда смелые и задорные оценки и характеристики,
но одновременно с литературой переда... дух и вкусы исторических эпох России.
Книга очень ценна для всех руководителей.
Учебник Русской истории, проф. С.Ф.Платонова (350 стр.), переиздан
издательством Ляшкевича в Буэнос-Айресе в 1945 г. (цена 4 дол. без
...). Можно достать через наших руководителей в Аргентине.
Учебник известен не только нашим отцам, но, кажется, еще и дедам.
Написан прекрасно и иметь его должен был бы каждый руководитель как настольную
книгу. Для нас сейчас большим недостатком является то, что история кончается
царствованием императора Александра III.
"Тайны императора Александра I" проф. М.В.Зызыкина, Буэнос-Айрес,
1952, издательство "Наша Страна" (цена 4 ам. дол.)
Книга проф. Зызыкина ставит себе целью доказать превращение
императора Александра I в старца Федора Кузьмича. Старается он это вывести
как логическое заключение всего царствования Александра I. Цели своей проф.
Зызыкин едва ли достигает - сомнений в тождестве старца Кузьмича и Александра
I остается едва не больше, чем было. Но очерки об Александре I до восшествия
на престол и после этого дают интересный исторический материал. Разбор
царствования дал увлекательно, но, не смотря на исторические убеждения
автора, часто не в пользу Александра I и самодержавия вообще. Слабее места,
где автор дает свои выводы и рассуждения, не всегда последовательные. Упрекая
Александра I в том, что его во внешней политике "вел Меттерних, а во внутренней
Аракчеев", он правильно зарисовывает обстановку. "Отечественная война сопровождалась
для России необыкновенным подъемом духа и пробуждением общественного сознания...
Пробуждалось настроение, приводившее к сравнению и к критике. На Руси офицерство
(вернувшись из Парижа) застало полное неуважение к личности, насильственное
введение военных поселений, полный расцвет крепостного права, утонченные
требования к фронтовой службе. Появился скрытый протест, приведший к учреждению
тайных обществ". Однако к декабристам у автора отношение отрицательное.
Нам интересно познакомиться с работой проф. Зызыкин ибо она очень расширяет
наши знания и кругозор.
Развитие воли у детей
из очерка "Возрасты жизни" проф. Е.А.Аркина
В чем проявляется хорошо развитая воля? В способности планомерно
и настойчиво стремиться к достижению поставленных целей и, преодолевая
препятствия, донести задуманное до завершения. Все эти элементы воли у
младшего школьника стоят, несомненно, на более высоком уровне, чем у дошкольника,
что проявляется и в выполнении школьных заданий, и в труде, и в играх.
Всюду он вносит большую последовательность и планомерность, большую устойчивость,
большую способность к дисциплине, чем дошкольник. И все же его волевая
деятельности страдает изъянами, указывающими на то, что у младшего школьника
воля еще не развита и что ему предстоит проделать большую работу, чтобы
достигнуть полного расцвета воли.
В ролевой области младшего школьника мы часто находим черты,
роднящие его с дошкольником. Внимание, которое играет такую большую роль
в школьной успеваемости, требует, прежде всего, волевого усилия, и вот
здесь приходится наблюдать ту же картину, что и в дошкольном возрасте.
Когда игра, занятие или труд сами влекут к себе школьника, когда он
в них заинтересован, - волевое усилие легко удерживает его внимание в течение
довольно длительного времени.
Совершенно иная картина рисуется нам, когда ребенку нужно сосредоточить
свое внимание на занятии, на выполнении задания, поручения, обязанности,
которые сами в себе не заключают ничего привлекательного. В этих случаях
побуждение к вниманию, волевое усилие должно исходить из сознания нужности
или неизбежности предстоящей работы, оно должно быть более устойчивым. Здесь дошкольник проявляет почти полное бессилие,
но и младший школьник оказывается не так уж далеко ушедший от дошкольника.
Когда требуется напряжение внимания, то есть когда нужно уметь
заставить себя внимательно слушать или следить за чем-либо, что само по
себе не возбуждает интереса и чем заниматься неохота, но что очень важно
и нужно, то необходимое для этого волевое напряжение быстро истощает нервные
силы, и внимание, спустя некоторое время, падает.
Наряду со слабостью и неустойчивостью внимания и воли младшего
школьника стоит и другая сторона его душевной организации, имеющая большое
значение в практике воспитания. Это его легкая внушаемость. Не буду останавливаться
здесь на источниках этой внушаемости, скажу лишь, что она стоит близко
к подражательности. Под внушаемостью мы разумеем нашу способность воспринимать
и усваивать представления, мысли и чувства другого человека, как свои собственные.
В раннем возрасте внушаемость очень велика. В дальнейшем по
мере роста ребенка внушаемость несколько убывает. Согласно имеющимся исследованиям,
сопротивляемость внушению на протяжении от 7 до 15 лет увеличивается вдвое.
Особенно легкой внушаемостью отличаются дети в возрасте 13-14 лет. Так или иначе, в возрасте 7-12 лет внушаемость, повторяем,
очень сильна.
Именно в этой внушаемости лежит ключ к пониманию могущественного
действия на душевный мир школьника зрелищ, театра, кино. Надо прежде всего
отметить, что воздействие кинофильмов сильнее, чем театральных представлений.
Это объясняется тем, что двигательные образы обладают для ребенка наибольшей
силой привлекательности, запечатлеваемости и заражаемости. Огромное значение
имеют яркость, быстрая изменчивость образов,
чрезвычайная динамичность (подвижность) кадров, отвечающих в
большей степени особенностям душевной организации ребенка, чем медленно
развертывающееся на сценических подмостках драматургическое действие. Тяготение
детей, в особенности мальчиков, к кино неимоверно велико. В семьях, преимущественно
в тех, где дети подолгу остаются без надзора, посещение кино школьниками
в возрасте 8-12 лет достигает десяти и более раз в месяц. Но и в семьях,
где имеется надзор за детьми, посещение кино даже младшими школьникам чрезмерно
часты. По данным расследования около 80 проц. школьников первых классов
посещают кино.
В результате частых посещений детьми кино врачи отмечают у них
различные глазные болезни, голодные боли. Среди детей завсегдатаев кино
большой процент неуспевающих и дезорганизаторов. Я не хочу этим сказать,
что посещение кино должно быть запрещено школьникам. В кино имеются ценные
положительные стороны и возможности благотворного воспитательного воздействия.
Но родители, равно как и школа, должны контролировать посещение кино. Продолжительность
сеансов для детей 13 лет должна быть не больше 40-50 мин, а частота, посещений
не больше двух-трех раз в месяц.
Успешно бороться со страстью детей к кино можно не запретами
или наказаниями, а путем организации других увлекательных и более полезных
для здорового развития ребенка развлечений, например, занятий различными
видами спорта подвижных игр на площадях, экскурсий с какой-нибудь
интересной целевой установкой, игр в шашки или шахматы (с соблюдением чувства
меры), участия в кружках художественной самодеятельности, технических.
Сбор уссурийской стай
Железнодорожник
Мне предстоит провести сбор небольшой стаи, в которой всего лишь
9 волчат 7-8-летнего возраста. (2 "шестерки"). Развернул список специальностей
волчат, чтобы там почерпнуть тему сбора и наметить программу, к сборам
волчат нужно больше готовиться, нежели к сборам разведчиков. Нужно внести
в сбор много разнообразия, т.к. внимание моих ребят не может долго сосредотачиваться
на одном и том же.
Выбрал тему "Железнодорожник". Сбор придётся провести в штаб-квартире
выйти за город не удастся. Можно лишь рассчитывать на небольшой дворик
рядом со штаб-квартирой. Нужно заранее все продумать и подготовить.
Когда волчата соберутся, я подзову их к себе и мы крикнем "тайный"
клич стаи "астату!" Этот клич и его значение никто не знает кроме нас.
После этого я объявляю им, что следует протянуть через наши владения железнодорожную
линию. Штаб-квартиру мы превратим в железнодорожную станцию. Нам нужно
многое приготовить. Нужно сделать билеты, установить семафор, сделать телеграф,
а из двух коробок, в которые прищемим веревки - телефон. (рис.1).
Мелом мы обозначим, где у нас перрон, а где железнодорожные
полотно. Вместо поезда мы поставим стулья и скамейки в ряд. Но мы забыли
составить расписание поездов, а это очень важно. Здесь проходят 2 линии
в разные стороны и есть один запасной путь. Поезда у нас ходят часто, каждые
5 минут.
Всем придется взяться за подготовление (ручной труд). Но через
полчаса мы уже садимся в поезд и "едем в Москву". Но на станции "Бородино",
где наш поезд по расписанию не должен был остановиться, мы неожиданно останавливаемся.
Неизвестно сколько мы здесь простоим. Но так как нас давно мучит жажда,
нужно суметь быстро пробежать напиться
воды и принести ее как можно больше другим. Для того мы поупражняемся.
Побежим с двумя кружками во двор. Одна шестерка из 4 человек становятся
с одной стороны гуськом, другая с другой. В глубине двора помощник
начальника стаи уже приготовил кастрюлю с водой (20 кружек минимум).
Каждой шестерке дается по кружке и каждый волчонок бежит к кастрюле, черпает
из нее кружкой воду и должен как можно быстрее принести кружку, но при
этом меньше всего разлить. Ты с помощником начальника стаи должны
будем деревянным сантиметром вымерять количество принесенной воды.
Затем мы сыграем в игру "туннель". У одной стаи будет зеленый
флажок, у другой красный. Волчата становятся гуськом. Последний с флажком
пролезает между ног (туннель, рис.2), добегает "до какого-либо обозначенного
места (палки) и возвращается к своей группе, передавая флажок последнему,
а сам становится в начале. Какая группа быстрее всего пробежит, та побеждает.
Ну вот, волчата и запыхались. Сейчас время им рассказать о том,
как построили железную дорогу Москва-Петербург. Царь Николай I, когда подали
ему на подпись проект (железной дороги), провел прямую по карте.
Но в одном месте карандаш зацепился за его палец и в прямой линии образовалась
дуга. Так потом и построили железную дорогу. Можно также рассказать, как
заносило раньше поезда, как осыпались снежные лавины. Кстати, знают ли
волчата, почему в большой мороз скрипит снег? В слабый мороз под давлением
ноги снег плавится, поэтому скрипа не слышно. В сильный мороз давление
ноги недостаточно, чтобы плавить снег и кристаллы снега ломаются. Общий
скрип получается от того, что ломаются тысячи снежинок одновременно.
Ну вот, мы, непоседы, опять собрались кругом. Я делю ребят на
две группы. Одна шестерка справа, другая слева. По тому же типу, как разведчики
"пускают ракету", волчата по команде хлопают в ладоши, приговаривая:
"Ту-да, ту-да". Получается равномерный стук колес поезда. Немного
поупражнявшись, мы добьемся того, что получим полное впечатление движения
поезда.
Мы отъезжаем от станции, сначала медленно ту-да, ту-да, потом
набираем скорость тише, тише, потом громче, громче и, наконец, рев паровоза
тууу!.
А теперь пару песен...
Мы едем, едем, едем в далекие края, Счастливые соседи, веселые
друзья!
Загудел локомотив. Длинный поезд подкатил. Проводник сошел с
площадки И гостей в загон впустил. Тихо поезд, шел вначале, Гости в окна
нам кричали: "Ждем к себе скорее вас!" Мы им тоже отвечали:
"Непременно! В добрый час!"
А теперь "аста-ту!" До следующего сбора! Ура! Ура!
Черный Орел
Разыграйтеся метели!
Разыграйтеся метели,
Гнитесь ниже сосны, ели,
Все, что есть в моем лесу,'
Все засыплю, занесу! (3 раза!}
Как пойду я на дорогу,
Или забреду в тайгу -
Только дуну понемногу,
Уж сугробы намёту! (2 раза)
Попадется ль пеший, конный
По дороженьке моей,-
Заберусь в тулуп дубленый,
Заморожу до костей! (2 раза)
3акрывайте окна, двери,
Берегите уши, нос!
Ходит-бродит по дороге
Старый дедушка Мороз! (2 раза}
ОДИНОЧКИ
Проблемы одиночной работы.
(Продолжение)
Акела
Ниже я попробую рассмотреть основные приемы в одиночной работе,
которых я усматриваю при: печатное слово, личный контакт и задания. Каким
же основным воспитательным целям отвечают вышеперечисленные приемы. Или,
поставив вопрос иначе, на какие области человеческого бытия они направлены?
Печатное слово действует в основном на область разума и чувства и, в какой-то
мере, и на переживания духовного порядка. Задания, как правило, апеллируют
к воле, но такие влияют и на эмоциональные и интеллектуальные переживания.
Кроме того задания - это единственный прием, обеспечивающий возможность
заочного физического воспитания. Общение -это путь наиболее широкий и всеобъемлющий,
дающий возможность влиять на одиночку всесторонне, это путь, по которому
ведет свою работу разведчество отрядное.
Печатное слово. В одиночной работе оно обладает капитальным
и почти преобладающим значением, вопреки всем принципам наглядности, значения
личного примера и т.д. К этому безоговорочно вынуждают нас сами, волей
судьбы создавшиеся, обстоятельства. Печатное (или письменное) слово можно
было бы в свою очередь разделить на три части: переписку, книги и разведческую
литературу.
1. Переписка
Переписка - это почти единственный путь, по которому проходит
личный контакт руководителя с одиночкой. Основная цель переписки - это
регулирование переживаний одиночки, а также и создание таковых. Эта часть
работы предъявляет одиночному руководителю чрезвычайно высокие требования.
Руководитель должен быть очень тонким психологом, чтобы заочно создать
себе совершенно ясно и отчетливо образ одиночки, уяснить себе его недостатки
и положительные качества, уловить комплекс его интересов и стремлений,
ибо только на основании этого можно себе составить определенный план работы
с каждым отдельным одиночкой. Работа эта требует еще большей внимательности
душевности, ибо только отдавая свою душу в переписке можно достичь настоящего
сближения, а через это и воспитательного успеха. Кроме того нужно иметь
и незаурядную память, чтобы ни на минуту не терять образа своего незнакомого
одиночки и, смею умерить, что работа с 15 одиночками труднее, чем с отрядом
в 30 разведчиков (большое значение имеет зрительная память и практика общения,
так легче запомнить 50 русских имен, чем 10 китайских, это же действительно
и в педагогической работе).
Вот несколько основных принципов, которых должен придерживаться
одиночный руководитель в своей переписке;
1) содержательность (каждое письмо должно преследовать совершенно определенные воспитательные цели);
2) интересность - (письмо должно быть живым и занимательным,
должно соответствовать интересам одиночки);
3) внимательность (письмо не должно быть трафаретным, безличным,
одиночка должен чувствовать личную дружбу руководителя, интерес к своей
жизни, внимание к своим интересам);
4) аккуратность (почерк, ответы на вопросы, своевременные ...ления);
5) конкретность (в каждом письме должны быть конкретные указания,
на основании которых одиночка мог бы строить свою разведческую жизнь)
2. Книги. Значение книги огромно. Книга создает яркие,
часто неизгладимые образы, книга направляет интересы читателя; оказывает
глубокое влияние на все его миропонимание. Велико это значение и в национальном
воспитании. Удачный подбор книг может передать все то, до боли любимое,
что для нас составляет Россию: нашу землю, наши просторы, нашу родную иногда
до бедности простую, иногда до великолепия пышную, но всюду близкую природу,
народ наш русский со всей его глубиной и сложностью, со всеми достоинствами
и недостатками, язык наш звучный и красивый, нашу яркую историю со всеми
ее светлыми страницами, с ее падениями и взлетами.
Нельзя отрицать за книгой и ее общеобразовательное значение.
Она пробуждает интерес к различным отраслям науки, расширяет умственный
кругозор читателя, знакомит его с огромным количеством новых явлений и фактов, является своеобразной гимнастикой ума, на которой последний
оттачивается и закаляется.
С эмоциональной точки зрения книга возбуждает много чувств и
переживаний, регулирование которых зависит от руководителя. Книга заставляет
задумываться над целым рядом проблем, решать вопросы, имеющие капитальное значение для душевного развития одиночки.
Роль руководителя в этом деле сводится к умелому подбору книг,
к регулярному снабжению таковыми одиночки, в помощи при разрешении одиночкой
различных, возникающих при чтении вопросов. Тут опять выступает роль переписки,
о которой уже говорилось выше. Руководитель должен привлечь все свое умение,
чтобы завязать с одиночкой обмен мнениями по поводу прочитанной литературы.
В переписке тот материал, который преподносится одиночке через книгу, должен
тщательно прорабатываться. Одиночка должен делиться своими впечатлениями,
задавать вопросы. Это заставляет его глубже задуматься над прочитанным,
выяснить туманные места, уяснить наиболее существенное и важное.
Все это, конечно, повышает и требования к самому руководителю,
отнимает много времени, заставляет самого прекрасно знать предлагаемую
литературу.
Чтобы не отрезаться от сегодняшней действительности, я затрону
немного и практическую сторону этого дела. Несмотря на всю насущность и
необходимость создания нашей одиночной разведческой библиотеки, пока невидно
для этого вполне реальных возможностей, ибо книга в беженских условиях
и большая редкость, и большая ценность. Тем не менее, одиночному центру
нужно во чтобы то ни стало разрешить проблему накопления и распространения
книг. Благодаря этому все большее и большее значение приобретает наша журнальная
разведческая литература. Наши журналы, кроме чисто разведческого материала,
должны в значительной мере заменить и книгу. Следовательно, насущной задачей
одиночного дела намечается - повышение количества, качества (!) и тиража
наших изданий.
Вместе с тем, возникает и еще один вопрос. Наша богатейшая русская
беллетристика довольно бедна юношеской литературой. Многое было сделано
для заполнения этого пробела в советское время, но, к сожалению, весь этот
довольно интересный и ценный материал носит значительный пропагандный отпечаток
(за очень редким исключением), делающий значительную часть его неупотребимой для наших целей. По интересному и достойному подражания пути
пошли некоторые братские скаутские организация (например, французская,
польская) - это создание своей скаутской литературы. Это путь дерзания
творчества, т.е. путь истинно разведческий.
МЫСЛИ ВСЛУХ
Несколько слов об ОРЮР и НОРС
Проблема взаимоотношений внутри русского скаутизма в послевоенный
период оставалась неразрешенной с того времени, как две русских скаутских
организации - НОРС и ОРЮР - узнали о существовании друг друга, и до настоящего
времени.
С одной стороны это понятно - у обеих организаций выработался
различный опыт и разные традиции. ОРЮР возник благодаря усилиям руководителей
самих различных скаутских отделов (Прибалтика, Балканы, Польша и т.д.)
и даже не скаутских юношеских воспитательных организаций (пражские витязи),
руководителей, очень национально настроенных, попавших в Германию, поисках
конкретных путей служения России, в надежде попасть на родину и на родной
земле вести любимую работу. ОРЮР пережил встречу с русской молодежью из
Советского Союза, обрел реальный контакт с современной Россией и очень
обогатился этой встречей. ОРЮР очень наглядно встретился с тра...кой войны,
обогатился опытом подпольной работы, понес тяжелые потери убитыми, умученными,
пропавшими без вести... Это способствовало развитию национального пафоса,
укреплению веры в Россию, ее грядущее освобождение, особой напористости
и активизму. НОРС'у приходилось работать в очень тяжелой обстановке конкуренции
между различными юношескими внешкольными педагогическими организациями,
обывательщине эмигрантского Парижа, под постоянной угрозой все надвигавшейся
ассимиляции. Это способствовало самозамыканию, выработке традиции изоляционизма.
С другой стороны, разъединение, взаимонепонимание совершенно
немыслимо в скаутской среде, и то и другое противоречит скаутской идеологии,
основанной на дружбе и братстве. Это разъединение не может не переживаться
каждым подлинным скаутом, как позорной следствие несоответствия скаутским
идеалам. Ни один русский скаут не может без боли думать о том, сколь стыдно
будет принести эти наши зарубежные раздоры в Россию. Преодоление этого
разъединения должно нами восприниматься как категорический императив нашей
скаутской совести.
На пути к организационному и духовному единству русского скаутизма
уже много сделано. Мы друг друга значительно лучше знаем, чем несколько
лет тому назад, увеличилась взаимная связь, создались даже личные дружеские
отношения между отдельными руководителями НОРС и ОРЮР. Но этого, разумеется,
недостаточно, а на фоне многих лет, которые протекли с первого знакомства,
это даже очень мало.
В середине апреля, по поручению старшего скаутмастера ОРЮР,
я отправился в Париж для контакта с французским отелом НОРС. Все мои личные
встречи, в частности, продолжительный разговор с начальником отдела Павлом
Николаевичем Баратовым, протекали, в дружеской атмосфере. С тем большей
горечью я узнал, что собрание штаба французского отдела НОРС, состоявшейся
1-го мая, вновь отклонило, во всяком случае на ближайшее будущее, предложение
выработки совместного устава, как основы организационного единства русского
скаутизма. Насколько мне известно, отклонение проектов ОРЮР вызвано не
несогласием с основными положениями нашего устава, предлагаемыми нами формами
организационной структуры организации, несогласием с формулировкой и терминологией
или понимание скаутской методики. Оно обосновано, с моей точки зрения,
убеждением отдельных руководителей французского отдела, в том, что ОРЮР
носит характер партийно-политической организации, не самостоятельной в
своих решениях, а, следовательно, и противоречащей скаутскому духу и скаутской
традиции. Благодаря основным положениям нашего устава, руководительский
кадр ОРЮР, находящийся в большинстве, с точки зрения НОРС может оказать
вредное влияние на русский скаутизм, как на целое.
Перед моим отъездом из Франции, скаутмастер Баратов сказал мне по
телефону, среди прочего, что единственным путем преодоления взаимонепонимания
является интенсификация связи, которая, признаться, до настоящего времени была
слабой. По моей просьбе он выделил специального руководителя для связи с ОРЮР -
скаутмастера Алексея Евгеньевича Соловьева.
Именно в плане налаживания этой связи я и мыслю свою статью.
Ниже я помещаю основные тезисы, которые я приводил в личных беседах с отдельными
руководителями НОРС для указания позиций ОРЮР по ряду вопросов. В этой
статье я обращаюсь в первую очередь ко всем руководителям Французского
отдела и к каждому из них в отдельности с просьбой откликнуться на нее,
дать по возможности полную и всестороннюю критику выдвигаемых мною положений,
ибо молчание, невысказывание своих доводов и убеждений является наименее
удачной, наименее скаутской и дружеской формой разрешения спорных положений.
Далее я обращаюсь своей статьей и ко всем руководителям ОРЮР с просьбой
откликнуться на мою статью, прислать свои коррективы, если я неудачно,
с их точки зрения, выразил позицию ОРЮР и просьбой в личном порядке, путем
переписки с руководителями НОРС искать точек соприкосновения и возможностей
сближения.
Вопросы идеологии и политики.
1. |
Высшей ценностью для скаутизма является Бог и Его царство. |
2. |
Эти ценности воспринимаются, как надличные и абсолютные, а следовательно
и вселенские. Таким образом, скаутизм стремится ко вселенскости и международной
солидарности. |
3. |
Вселенскость не исключает, а подразумевает национальное начало, его
в себе вмещает, его преображает и им обогащается. В связи с этим скаутизм
призывает своих членов к служению своей родине. |
4. |
Скаутизм - организация не созерцательная, а активная и творческая по
преимуществу Не столько созерцание с прошлого, сколько творчество и созидание
ее будущего нужно России. Не повторение слов о преданности Родине, а конкретное
и подлинное служение, понимание, как творчество, подвиг и жертва. |
5. |
Россия, русский народ переживает сейчас одну из самых мрачных эпох
своей истории. Лишение свободы, материальная нужда, физическое уничтожение,
нравственное разложение, культурное вырождение - вот, что несет России
большевизм. Поэтому перед каждым русским патриотом и перед каждым русским
скаутом стоит проблема борьбы за свободу России, за возможность ее возрождения. |
6. |
Скаутизм - движение веры и оптимизма. Не убеждение в своей слабости,
в тщетности и бессмысленности своих усилий, обреченности своего народа,
надежда на помощь со стороны, а вера в Бога, в Его вечную правду, вера
в свой народ, в самого себя, в свою ответственность характерны для скаута.
Слова апостола Павла:" Все .............. Христе! Служат призывом и идеалом
каждому скауту. |
7. |
Русские скауты за границей осмысливают свое положение не в качестве
иммигрантов, а политических эмигрантов. Отсюда вытекает политическая борьба,
как одна из основных форм национального служения. Во время войны происходит
мобилизация. Призываются все: педагоги, инженеры, врачи и священники. Сейчас
нас некому мобилизовать. Однако русский скаут не может быть равнодушным
к страданиям своего народа. Мы не смеем рассматривать наше положение, как
мирное. Для каждого скаута должна быть естественной идея самомобилизации. |
8. |
Скаут должен уметь различать политику от политиканства, подлинное национальное
служение от партийных склок, антагонизма, доносительства, доктринерства.
Первое скаут воспринимает сегодня, как свой долг, второе считает недостойным
своей чести. |
9. |
Считая наш век сугубо политическим, принимая во внимание, что вся наша
жизнь пронизана политическими моментами, мы считаем невозможным не дать
нашим скаутам минимум политической грамотности, оставить их политические
интересы без нашего воспитательного контроля и влияния. Также как, например,
в проблеме пола нейтральность педагога может вызвать сексуальное развращение
под влиянием улицы, порнографической литературы, и т.д., так и абсолютная
нейтральность педагога в области политики может вызвать извращение в этом
плане, подпадение под вредные политические влияния, чуждые скаутскому духу. |
10. |
Мы считаем, что наша работа должна готовить людей, готовых служить
родине и за нее бороться (Всегда готов! За Россию!), но, не следует забывать,
что политическая борьба требует от человека большой ответственности, а,
следовательно, и зрелости людей, ее ведущих. Поэтому согласно приказу старшего
скаутмастера, партийная работа запрещена членам организации моложе 18 лет.
До этого в рамках организации мыслима только подготовка к этому служению
в виде формирования характера, физического воспитания, изучения своей родины
и т.д. |
11. |
ОРЮР считает себя организацией политической в смысле своей заинтересованности
в социальной проблематике. В смысле своей преданности национальным интересам,
в смысле своей непримиримости к настоящим поработителям России. Но ОРЮР
считает себя организацией надпартийной и независящей в своих решениях ни
от какой политической партии. ОРЮР не имеет никакой политической программы,
ибо считает скаутизм движением столь широким, что от него мыслимы различные
социально-политические проекции, т.е. мыслим не один, а несколько форм
государственного строительства, которые не противоречили бы основам скаутской
идеологии, хотя некоторые политические течения, как, например, коммунизм
иди национал-социализм для скаутизма органически неприемлемы. В своей воспитательной
работе ОРЮР стремится к максимальному объективизму в отношении к политике
и предоставляет свободу выбора своего политического направления (с некоторыми
ограничениями, как указано выше), исходя из глубоко укоренившейся скаутской
идеологии уважения к свободе человеческой личности. |
12. |
Возможно, что для осуществления этой объективности была бы желательна
принципиальная непартийность каждого отдельного скаутского руководителя.
Не лишено возможности, что именно из этого принципа будет исходить ОРЮР
на родине. Сегодня же мы не можем себе этого позволить, ибо, как уже указывалось
выше, мы живем не в мирное время, а в эпоху напряженнейшей и судьбоносной
для России борьбы, фронт которой властно требует каждого верного сына нашего
отечества, принимая, во внимание слабость наших сил и размах стоящих перед
нами задач. |
13. |
ОРЮР никогда не скрывал, что значительная часть нашего руководительского
состава является членами НТС (организации российских солидаристов, хотя,
разумеется, есть в рядах ОРЮР и члены других политических организаций,
равно как и просто беспартийные. Объяснение этого явления исключительно
партийным влиянием и "партийным Василием" поверхностно и неверно. У этого
явления значительно более глубокие причины: а) НТС является наиболее активной
политической организацией российского зарубежья и, по существу, единственной,
ведущей борьбу по ту сторону железного занавеса. б) Благодаря абсолютной
идеологической неприемлемости для скаутизма отдельных эмигрантских группировок,
так, например, меньшевиков. в) Пассивность и укорененность в прошлом отдельных
идеологически приемлемых организаций г) Идеологическая близость НТС к скаутизму.
Так перечислю несколько общих моментов: признание высших ценностей, вселенскость,
патриотизм, солидарность, активизм, устремленность в будущее, идея служения,
оценка труда и творчества, пафос свободы, признание ценности и неповторимости
человеческой личности, острое ощущение духовного кризиса современности,
рассматривание воспитания, как одного из основных путей оздоровления общества
и т.д. |
14. |
Единственной же гарантией подлинной надпартийности ОРЮР является внутренняя
честность наших руководителей, их верность скаутскому делу и его духу,
воспринятые ими на продолжительном пути их разведки, чувство такта и ответственности
за дело, которое они ведут. |
Устав и структура организации.
1. |
Организационное единство НОРС и ОРЮР осуществимо через разработку
совместного устава. |
2. |
В основу этого устава должно класться свободное волеизъявление
большинства руководительского кадра (т.е. всех, имеющих руководительское
звание и ведущих работу в организации), как высший авторитет организации.
Формы этого волеизъявления определяются уставом. |
3. |
Для обеспечения идеологического и методического единства, для
инструктажа, контроля и разработки насущных для всей организаций вопросов,
учреждается единый для русского скаутизма работоспособный исполнительный
орган. Его устройство и полномочия определяются уставом. |
4. |
Общий устав должен быть лишен всех чисто локальных моментов,
что не ...ючает, однако, автономии отделов и отдельных единиц, что специально
оговаривается в уставе. |
5. |
Пожизненной главой русского скаутизма является его основатель
-Старший Русский Скаут Олег Иванович Пантюхов с полномочиями, указанными
в уставе. Старший Русский Скаут может быть переизбран только Всероссийским
Скаутским съездом. |
6. |
Детали устава на вышеуказанных основаниях разрабатываются смешанной
комиссией НОРС и ОРЮР, принимаются большинством активного руководительского
кадра и утверждаются Стершим Русским Скаутом. |
7. |
В случае невозможности выработать совместный устав НОРС и ОРЮР,
объединяются в Федерацию Русского Скаутизма во главе с координационным
органом, созданным на паритетном начале, под председательством Старшего
Русского Скаута. |
Ски. А. Поремский
МУЗЫКА
О музыке
В наш материалистический век, когда весь мир занимается почти исключительно
покупкой и продажей, когда, слушая по радио симфонию Чайковского, вы, в
самый неожиданный момент вдруг получаете "приправу" в виде фразы "Покупайте
сапожную мазь нашей марки, так как только с нею вы будите иметь успех в
жизни!", нам нужно кричать: "СОС!" Спасайте души детей от материально-цивилизованного кошмара! Дайте им как можно больше
духовного, прививайте им любовь к искусству, учите понимать красоту! И
что, как не музыка обладает магическим свойством заставить забыть окружающую
обстановку, реальность, унестись мыслями и сферу чистой красоты? А как
мало людей, понимающих это! Поэтому особенно удивили меня слова одного
врача, который, в связи с небольшими успехами его дочери в игре на рояле,
сказал: "Ничего, пусть все-таки продолжает заниматься. Пианисткой она,
конечно, не будет, да и не всем же быть ими? Зато музыка поможет ей понимать
мир по-иному!" Вот именно это иное понимание мира нужно прививать нашим
детям с детства.
Поэтому одним из самых больших пробелов в детском воспитании
является недостаточное ознакомление их с музыкой! Как школьные, так и внешкольные
педагоги обычно ограничиваются народными песнями. Это хорошо, но этого
мало. Мы, конечно, не можем взять на себя задачу музыкального воспитания
молодежи, да и не должны. Но ознакомить ребят с музыкой, с произведениями
наших композиторов, воспитать в них любовь к серьезной музыке - это мы
можем! Руководителям, самим незнакомым с этой отраслью искусства, такая
задача может покажется неисполнимой, и все это совсем не так страшно, как
кажется с первого взгляда. На всех языках есть столько литературы о наших
великих русских композиторах, в музыкальных магазинах столько произведений
русской классики! Нужно только поинтересоваться и соберешь целую кучу материала,
да и для самих себя такое невольное изучение русских классиков не пройдет
бесполезно. Не сапоги выше Шекспира, а Шекспир выше сапог!
МЕЖДУ НАМИ
ДОСТИЖЕНИЯ
Над кем смеетесь, над собой смеетесь!
Кстати говорят, что у нас большие достижения. Достижения кое-какие
есть, не скроем, вот трое руководителей, к примеру, женились, у пятерых
родилось законное потомство... В общем живем на благо законов природы,
и стареем не по дням, а по часам...
А вы, кажется, не о таких достижениях спрашивали, вы, кажется,
о работе в отрядах, звеньях, о переписке между руководителями? Ну, извините,
в этих областях, нужно признаться, у нас достижений не наблюдается.
Но это мелочи жизни и из-за них расстраиваться не стоит. Гораздо
нее, к, примеру, то, что какому-то там руководителю Ган Ивановичу полмиллиона
долларов не хватает для приличной жизни, для какого-то там "бьюика" или
"кадилака"... впрочем, мы не материалисты, мы все скорее идеалисты: идеально
не платам членских взносов, идеально не отмечаем на письма и идеализируем
себя так де идеально. Идеально, как идея, существуют, к примеру, (не обижайтесь!)
и некоторые сектора Главной Квартиры (скажем, волчат и белочек). Даже идеально
выходит у нас "Опыт". Опытами, в основном, занимается его неопытный издатель,
т.к. ему приходится при дружном молчании собратьев руководителей единоручно
заполнять все страницы.
Но мы говорили о достижениях. Да, мы достигли многого, одни
Австралии, другие Аргентины, третьи Соединенных Штатов - один лишь Старый
Волк с паркой фанатиков лежит и скучает! Ну, не теряйте надежду! В каком-нибудь
там предпоследнем году нашего века соберутся бородачи вспоминать былое...
И кто-нибудь нам скажет: "Помнишь, Алеша, дороги баварщины?...
Хромой Комар смеется
Это было в ту самую минуту... Сначала запел закипающий чайник тоненьким,
свистящим голоском... Опыт № 15 был закончен и редактор номера окунулся
в размышления. Вот полетит и поплывет на все континенты этот бедный на
вид журнал и с любопытством раскроет его какой-нибудь там руководитель
... или в Сиднее! А № 15 даже юбилей своего рода!
Но здесь к свисту чайника примазался другой голос, все назойливее
и резче. Послышался как будто тонкий смех и перед глазами редактора на
письменном столе появился маленький хромой комар...
"Чего ты смеешься? - закричал редактор.
"Я читаю твои мысли и мне смешно", - ответил хромой комар. Прорва
- это бездонная бочка, пропасть, в которую ты выбросишь весь свой "Опыт".
Как, почему? Посмотри, - сказал комар и, ковыляя, подскочил
к груде старых номеров "Опыта", - вот в номере восьмом воззвание: "Ищите детские песни!
Кто-нибудь, что-либо прислал?! А вот в номере 13-й вопрос был поставлен
ребром "нашим девушкам", а ответ последовал, а? Ну, а сколько статей было
в порядке дискуссии, да самой-то дискуссии незаметно в последующих номерах!
Даже отдел завели "Отзвуки читателей". Когда жили вместе - отзвука этого
было мало. Разве что одинокий ворчливый Волк рявкнет на Главную Квартиру
или там сцепится с Ревуном. Ну, а сейчас отзвука никакого. Так и с этим
номером, даром что призываешь, уговариваешь - напишите свои мысли по ручному
труду в сектор разведчиков - никаких тебе ответов не будет!"
"Ну, достаточно тебе пищать комар",- оборвал его редактор, -
"вечно зубоскалить! Кто-нибудь даст свой отзыв или критические замечания!"
"Хе-хе-хе,!" - опять захохотал комар, - может быть какие-нибудь
там ...лые умы, в роде колючего Ежа или Одинокого или Старого Волка тебя
и пок...но это, так, в виде исключения, на мол на пряники детишкам! А средний
...водитель на тебя даже не плюнет!"
"А ну тебя!" - рассердился редактор и сдунул комара со стола.
А чайник надувался и похлюпывал крышкой... Пора чай пить!
Ш.
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ!
1. Кто написал слова известной русский песни "Вечерний звон";
"Не осенний мелкий дождичек";
известных русских песен: "Мой костёр в тумане светит";
"Молись, кунак"?
4.Кто написал:
"Бестужев, верь, взойдет она,
Заря пленительного счастья!
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья ;
Напишут наши имена!"
5. Кто такой Козьма Прутков?
6. Кто написал поэму "Витязь в тигровой шкуре"?
7. Что такое "акмеизм"?
8. Александр Грин - английский, советский или эмигрантский писатель?
1. Козлов (1779-1840), личный друг Жуковского, переводчик Байрона.
2. Дельвиг (1798-1831), лицейский друг Пушкина, издатель "Северных
цветов" и "Литературной Газеты".
3. Полонский (1830-1898), поэт гуманности, чуткий к красоте
и человеческой боли. Друг Тургенева и Фета.
4. Рылеев (1795-1826) декабрист, романтик и религиозный мистик.
Он был казнен 14 декабря. Этот куплет приписывается часто Пушкину, но он
принадлежит перу Рылеева и написан другому декабристу, модному тогда писателю
Бестужеву-Марлинскому.
5. Это псевдоним, под которым писали поэт Алексей Толстой и
братья Жемчужниковы свои пародии - стихотворно-прозаическое дурачество"
(в роде "Никто не может объять необъятного").
6. Шота Руставели, грузинский классик.
7. Школа в поэзии, созданная Гумилевым в противовес символизму
("акме" по-гречески "острые копья") Цель акмеизма - отточенность и заостренность
ст...
8. Грин - советский писатель, автор фантастических повестей
и романов ("Алые паруса" и др.). По советской терминологии он - писатель
научно-приключенческого жанра.
"Опыт" Издание и редакция: Главная Квартира и круг БКС Организации Российских
Юных Разведчиков. Настоящий, 15-ый номер отпечатан в октябре 1952 г. в
Буэнос-Айресе, Аргентина. Прошлый номер вышел в Сан-Франциско (Калифорния)
в июне 52 г.